Оредеж - Луга (160км).
Вырица - устьеКременки (55км) - Торкови-чи (40км)
- Луга (25км) - ст.Луга (40км). Май - август, 8,0 баллов.
Речка Оредеж зарождается в живописной холмистой местности,
называемой петербургской Швейцарией. Здесь преобладают песчаные
почвы и сосновые леса. Плавание по Оредежу можно начать от
ст.Вырица, куда ходят пригородные поезда с Витебского вокзала
Петербурга. От платформы до реки около 0,5 км. У моста и ниже,
на первых десятках километров пути, Оредеж имеет ширину 15-20
м и течет преимущественно в невысоких песчаных или суглинистых
берегах, на которых богатые луга перемежаются смешанными лесами.
В русле - водоросли, валуны, на излучинах - песчаные пляжи;
иногда берега поднимаются над водой живописными обрывами из
светложелтого или красноватого песчаника. В деревнях, довольно
частых до Слудиц и в низовьях, реку обычно перегораживают
наплавные мостки.
Особенно хороша река на участке до Слудиц и после кременской
плотины, подпор которой распространяется вверх по течению
примерно на 10 км. Перед селом Ям-Тесово долина реки становится
более широкой и глубокой, а лес отходит от берегов. Берега
оз. Тесово, связанного полукилометровой протокой с Оредежем,
также высоки, почти безлесны и довольно плотно заселены.
За 3 км до ст. Торковичи река разливается озерным плесом,
который тянется до с. Каменка; здесь трудно найти удобное
место для стоянки. Далее Оредеж, ширина которого в низовьях
достигает 30 м, петляет по луговой долине с сосново-дубовыми
лесами на склонах.
От впадения Оредежа в Лугу 7 км вниз по течению до железнодорожной
станции Толмачево; однако, если есть время, лучше подняться
вверх по Луге. Луга несколько полноводнее Оредежа; на ее высоких
песчаных берегах много лесов, преимущественно сосновых. Через
11 км пути влево от реки (на правом берегу) отходит потока,
окаймленная камышом, которая вытекает из живописных озер Бетковское
и Поддубское, окруженных сосновыми лесами.
Далее вверх до ст. Луга сосновые леса на берегах реки перемежаются
лугами; она все так же живописна и изобилует песчаными пляжами.
Плавание заканчивается в центре г.Луга, где от.берега до вокзала
около 1км.
Если нет намерения подниматься вверх по Луге, то путешествие
можно закончить в Торковичах (от лодочной стоянки на правом
берегу перед железнодорожным мостом до станции 0,5 км). В
этом случае оценку маршрута следует снизить на полбалла.
Плюсса (65км).
Ст. Плюсса - Игомель (40км) -Ляды (25км). Июль-август,
7,5 балла.
Плюсса - одна из живописных рек Псковщины - на описываемом
участке течет в высоких, преимущественно песчаных берегах,
покрытых сосновыми лесами с примесью дуба и ольхи на низких
местах.
Плавание начинается от железнодорожного моста, расположенного
в 2км севернее ст.Плюсса. Ширина реки в начале маршрута 8-10м,
после Игомеля 20-25м. Препятствий, кроме нескольких наплавных
мостиков, а также разрушенных мельничной плотины и старого
моста, нет. Вода чиста, в русле есть водоросли, на начальном
участке - живописные обрывы из красноватого песчаника, несколько
перекатов.
После впадения (справа) Вердуги склоны долины расступаются,
левый берег луговой, населенный; на правом - сосновый лес,
однако он к воде подходит редко; много песчаных пляжей. Наиболее
живописный участок реки заканчивается в районе крупного старинного
села Ляды, откупа можно уехать автобусом или попутным автотранспортом
на станции Плюсса и Струги-Красные. Далее река менее интересна.
По-существу, это - маршрут выходного дня для жителей Петербурга
и Пскова.
Синяя,Исса-Великая-Соротъ (155 км).
Ст. Зилупе -Красногородское (70км) - переезд
до Иссы (24км) - мост Псковского шоссе (40км) -Великая (17км)
- Михайловское (28км). Июнь- июль, 7,5 балла.
Интересную связку рек можно пройти в Псковской области, начав
путешествие от латвийской станции Зилупе и завершив его в
Пскове после посещения Пушкиногорья.
От ст.Зилупе до реки около 1,5км. Здесь Синяя - маленькая,
шириной 6-8м, речка с прозрачной водой, текущая в песчаном
русле с валунами и водорослями. В начале пути, возможно, потребуются
проводки. Несколькими километрами ниже Синяя принимает два
крупных притока (слева, затем справа) и становится полноводнее.
Берега живописные, луговые, с перелесками; за лугами, как
правило, растет коренной смешанный лес с преобладанием сосны;
иногда он подходит к воде. Препятствий, за исключением валунов
в русле, нет. Перед Красногородским река огибает гряду, поросшую
сосновым лесом, а затем долго петляет в луговых берегах; здесь
ширина Синей составляет 20-25м.
Из Красногородского (это районный центр Псковской области)
нужно автобусом или попутным транспортом по шоссе на Опочку
проехать 24км и выйти у моста через Иссу. Здесь Исса чуть
больше, чем Синяя в начале маршрута; они и похожи, как две
сестры. На начальном участке Иссы встречаются валуны и перекаты;
есть две разрушенные плотины, пляжей, как и на Синей, мало.
С приближением к магистральному шоссе населенность берегов
увеличивается, лесов становится меньше, течение возрастает.
Великая в месте впадения Иссы - довольно большая (шириной
40 - 60м) река, текущая в пологой, почти безлесной долине.
Через реку имеются паромные переправы, в русле - валуны и
перекаты, у воды кусты ивняка и ольшаника.
В 4 км ниже моста шоссе на Пушкинские Горы - устье правого
притока Великой Сороти, на которой стоит Михайловское. Здесь
на Сороти, в 6км от устья (или на Великой в районе моста),
не нарушая требований Пушкинского заповедника, следует сделать
последнюю остановку перед завершением путешествия в Пскове.
Осмотр достопримечательностей Пушкино-горья и Святогорского
монастыря с могилой поэта требует не менее двух дней.
Если запастись обратными железнодорожными билетами из Пскова
и позаботиться об автобусных билетах из Пушкинских Гор, то
путешествие, завершающееся знакомством с седой стариной Пскова,
оставит сильное впечатление.
Поскольку это путешествие требует особой мобильности, целесообразне
совершить его на надувных байдарках типа "Ласточка".
Великая (110км).
Копылок - мост Псковского шоссе (30км) - устье
Идрицы (35км) - Опочка (45км) Май - август, категория сложности
II, 8,5 балла.
Верховье р. Великой - один из наиболее привлекательных водных
маршрутов Озерного края. Здесь река, огибая Бежаницкую возвышенность,
покрытую сосновыми .лесами, проходит через цепочку озер и
преодолевает многочисленные каменистые перекаты и несложные
пороги.
К месту начала плавания - с.Копылок - можно подъехать автобусом
или попутной машиной от ст.Пустошка железной дороги Москва
- Рига (10 км, переезд шоссе через пути - в хвосте поезда
при его следовании из Москвы). Собрав байдарку на берегу Великой
ниже плотины ГЭС, можно отправиться в путь. Здесь быстрая
прозрачная речка шириной 12-15 м течет в каменисто-песчаном
русле и живописных холмистых берегах. На протяжении нескольких
десятков километров она последовательно проходит через озера
Иодеошь, Быстрое, Яссы, Звериное, Езерише. У с.Поддубье (перед
оз.Яссы) и у д.Заозерье (после моста Псковского шоссе) - плотины,
требующие обноса. Не только на реке, но и на озерах (особенно
на оз.Яссы и Езерище) нетрудно найти удобное место для стоянки
.на песчаном берегу с сосновым лесом.
В районе впадения Алоли и ниже на протяжении 10-12 км река
пересекает каменистую гряду, образуя череду перекатов и порогов.
До Опочки придется обнести плотины еще двух ГЭС и две разрушенные
мельничные плотины. Однако красота высоких, песчаных, лесистых
берегов искупает эти трудности. В районе впадения Идрицы наиболее
интересный участок реки заканчивается (в высокую воду по Идрице
можно подняться к одноименной железнодорожной станции, где
и закончить плавание).
После впадения Идрицы Великая прекращает попытки пробиться
на юг и поворачивает к северу; долина реки расширяется, лесов
становится меньше, пляжей - больше, ширина увеличивается до
30-40м. Перед Опочкой к берегу реки слева подходит Себежское
шоссе которым можно воспользоваться, чтобы уехать на железную
дорогу в Себеж (автостанция в Опочке находится на .правом
берегу в 2 км от моста), тем более что в Опочке памятников
прошлого не сохранилось. Напротив Себеж очень интересен как
своим архитектурным, так и природным своеобразием (отсюда
начинается привлекательный водный маршрут по Свольне, описанный
выше).
Можно продолжить путешествие по Великой и ниже Опочки (до
Пушки-ногорья), однако в этом случае придется смириться с
тем, что вся живописная часть речного маршрута осталась позади.
Гауя (385 км).
Пиебалга - Виреши (105км) - Стренчи (114 км)
- Си-гулда (107км) -Царникава (59км). Май - август, 8,5 балла.
Красавица Гауя - национальная гордость
латышского народа. Зародившись на озерно-лесной Видземской
возвышенности, преодолевая многочисленные перекаты и несложные
пороги, на участке Стренчи - Мурьяни она углубляется в поросшую
хвойными лесами каньонообразную долину, а затем, успокоившись,
выходит на прибрежную низину Рижского залива. Ширина реки
у Пиебалги, где начинается путешествие, составляет 15-20 м,
а у Цар-никавы, где она впадает в Рижский залив, достигает
80-100м. Подробные описания и лоции Гауи имеются в изобилии,
поэтому мы ограничимся здесь лишь необходимыми данными.
Практически на всем своем протяжении долина Гауи покрыта смешанными
(преимущественно хвойными) лесами. В верхнем течении реки
несколько действующих и разрушенных плотин (Ранка, Велена,
Синоле.Пайде-ри), пороги Синолес и Сикшню, а также несколько
перекатов, на которых в межень, возможно, потребуется проводка.
Кое-где над водой поднимаются светлые доломитовые и красноватые
песчаниковые утесы (Руткавиняс, Рандату). После впадения р.
Палсы, за мостом шоссе Псков - Рига, река становится полноводнее
и спокойнее, на протяжении почти 100км ее берега невысоки
и малонаселенны. Перед г.Стренчи долина Гауи вновь сужается,
а течение возрастает. Начинается наиболее живописная часть
реки. Здесь несколько порожистых участков (Стренчу, Валмиерас
и, в пределах Латвийского национального парка, Ракшу и Кюкю).
Очень живописны возвышающиеся над рекой скалы Сиетиньезис,
Казу, Эрглю, Сарканас, Кюкю, Гудас и другие. В этом районе
в Гаую впадают текущие в таких же каньонообразных долинах
речки Абулс, Амата, Брасла, Лоя, по низовьям которых в половодье
можно также пройти на байдарке.
Нельзя упустить возможность осмотреть старинные города Валмиера,
Цесис и Сигулда (с Турайдским и Кримулдским замками).
У Мурьяни живописный каньон Гауи заканчивается. Здесь в 1км
от реки левым берегом проходит Рижское шоссе, по которому
можно уехать автобусом в Ригу. Ниже Мурьяни река становится
спокойной и широкой, в ее русле появляются острова и песчаные
отмели. Из любопытства можно дойти до впадения Гауи в Рижский
залив, но уезжать в Ригу удобно из района находящихся- чуть
выше устья железнодорожного и автодорожного мостов электричкой
или автобусом соответственно.
Абава - Вента (157км; 32км).
Пуре - Сабиле (32км) - Ренда (27км)-Вента (33км)
- Злекас (15км) --Вентспилс (50км) ; .Кулдига - устье Абавы
(17км). Май - июль, 7,5 балла,.
Абава очень популярна у латвийских туристов-водников.
Как и Вента, в которую она впадает, Абава на значительном
участке описываемого маршрута течет по глубокой и живописной
древней ледниковой долине с песча-никовыми и доломитовыми
утесами, водопадами и пещерами. В сочетании с примечательными
старыми городами, такими, как Кандава, Сабиле, Кулдига и Вентспилс,
этот Курземский край Латвии очень притягателен для любознательных
путешественников.
Плавание по Абаве начинается от ст. Пуре, до которой можно
доехать поездом Рига - Вентспилс. От станции до реки около
3 км; здесь же вдоль берега на протяжении нескольких километров
проходит шоссе Рига - Вентспилс.
Ширина Абавы в начале пути 10-12 м, в нижнем течении 20-25
м, плотин и других искусственных препятствий на реке нет.
Русло до Сабиле песчаное, далее суглинисто-каменистое, на
некоторых участках во второй половине лета много водорослей.
Невысокие песчаные луговые берега, обрамленные камышом, после
Кандавы все чаще уступают место крутым лесистым склонам. Ниже
Сабиле, где река преодолевает каменистую гряду, часты перекаты
и валуны в русле, а порог Абавас-румба, представляющий собой
источенную водой метровой высоты ступеньку красноватого песчаника,
проходим лишь в высокую воду (по главной струе).
В районе Ренды долина реки расширяется, а течение ослабевает.
Однако вскоре русло Абавы вновь сужается, и на прощание река
демонстриру-
ет путешественникам основную часть своей коллекции живописных
лесистых утесов из красноватого и светложелтого песчаника.
Дальнейший путь идет по Венте, которая после впадения Абавы
расширяется до 50-60 м. Вскоре берега реки понижаются, а лес
вытесняется прибрежными лугами. В 4 км ниже устья протоки
из озер Набас к левому берегу Венты подходит шоссе Салдус
- Кулдига - Вентспилс. Это шоссе позволяет сократить путь
до Вентспилса, поскольку ниже Злекас река теряет привлекательность
для байдарочного путешествия - берега ее невысокие, открытые,
течение медленное, из района Пилтене начинается судоходство,
а ширина перед Вентспилсом возрастает до 100 и более метров.
Если вы плывете на легких надувных байдарках, то можно посоветовать
уехать упомянутым шоссе в противоположную сторону - в Кулдигу
(до которой отсюда около 20 км) для продолжения сплава. Кулдига
- один из самых старых и живописных городов Латвии, а на реке
в черте города можно полюбоваться 1,5-метровым водопадом Вентас-румба.
Вента у Кулдиги так же красива, как и нижняя Абава. Доплыв
уже знакомым путем до Вентс-пилсского шоссе или моста через
реку у Злекас, в зависимости от погоды, настроения и располагаемого
времени можно решить - плыть ли дальше до Вентспилса или уехать
туда автобусом.
Виляя(225км).
Вилейка - устье Нарочанки (30км) - Михшшшки
(87км) - Спитака (58км) - Вильнюс (5Окм). Июнь - август, 8,0
баллов.
Вилия со своими притоками позволяет проложить
несколько интересных маршрутов. Кроме Вилейки, плавание можно
начать из оз.Нарочь по Нарочанке (90км до Вилии), из оз.Б.Швакшта
по Страче (72км до Вилии) или от Швенченеляя по Жеймяне (50км
до Вилии). Уютный старинный городок Вилейка расположился на
железной дороге Молодечно - Полоцк у речки, достойной здесь
этого ласкового уменьшительного названия, в 25км от Молодечно.
Выше города река перегорожена плотиной и большая часть ее
стока забирается в бассейн маловодной Свислочи, на которой
стоит Минск, поэтому в начале маршрута на Вилейке часты песчаные
мели. Кроме того, во второй половине лета вода в Вилейском
водохранилище нередко зацветает и это сказывается на много
километров вниз по течению.
В верховьях Вилия (как и ее приток Нарочанка) течет по обширной
Нарочано-Вилейской низине. До слияния с Нарочанкой ширина
Вилии 20 -
25 м, берега невысокие, песчаные, сплошных лесов нет, но луга
нередко уступают место перелескам и живописным сосновым рощам.
После впадения полноводной Нарочанки ширина Вилии увеличивается
до 30-40м. В районе впадения Уши и ниже левый берег открытый,
луговой, правый порос сосновым лесом. За мостом шоссе Сморгонь
- Вилейка река выходит на-луговую низину и долго в ней петляет.
От Данюшева картина реЗко меняется: берега Вилии становятся
выше и одеваются лесами (преимущественно сосновыми), течение
ускоряется, в русле появляются валуны и каменистые перекаты.
Здесь река прорезает северо-западный склон Ошмянской гряды.
У Жодишек несколько легко преодолеваемых порогов. Далее река
входит в узкую долину с крутыми холмистыми склонами, поросшими
лесом с преобладанием сосны и дуба, и становится еще более
живописной. В русле встречаются каменистые перекаты и песчаные
отмели, из береговых склонов нередко бьют родники. На территории
Литвы пейзажи долины Вилии напоминают уральские, течение реки
быстрое, до Вильнюса встретятся порожистые участки у Буйвиджяя,
Виль-конце и Неменчине. Окончить путешествие можно при подходе
к городу на левом берегу, в районе городского пляжа; отсюда
троллейбусы идут до центра города и далее до вильнюсского
вокзала.
Короткое путешествие можно совершить, начав сплав по прелестному
притоке Вилии - Жеймяне, которая вытекает из Игналинских озер.
От ст.Швенченеляй железной дороги Вильнюс - Петербург до берега
реки менее 1км. В Жеймяне очень чистая и довольно прохладная
(за счет множества родников) вода, в ней водится форель, ширина
реки. 15-25м, русло песчано-каменистое, берега высокие, сухие,
лесистые, много сосновых боров. Перед пос.Пабраде течение
усиливается, появляются каменистые перекаты и несложные пороги,
у воды заросли ольхи, выше - сосновый лес. Такое характер
река сохраняет до впадения в Вилию у железнодорожного моста.
Здесь, на левом берегу Вилии, станция Сантака, где можно закончить
плавание и уехать в Вильнюс пригородным поездом.
Шальчя - Мяркис; Ула (120км; 18км)
Бенякони - Мяркис (45км) -Варена (30км) - Мяркине
(45км). Май - август, 8,0 баллов.
Бассейн Мяркиса, правого притока Немана,
находится в одном из наиболее живописных исторических районов
Литвы - Дзукии - и пользуется большой популярностью у литовских
туристов, а что касается красавицы Улы, то у нее лишь один
недостаток - она слишком коротка (верховья Улы находятся на
заповедной территории, а легкодоступный для сплава участок
от ст.Зярвинос не превышает 20км).
Плавание можно начать от приграничной белорусской станции
Бенякони, до которой из Вильнюса ходят пригородные поезда.
Здесь протекает Шальчя, приток Мяркиса, - небольшая тихая
речка шириной 8-12м с прозрачной водой и водорослями в русле.
Не следует начинать сплав от станции Яшюнай, расположенной
на этой же дороге у моста через Мяркис: в районе Балтойи-Воке
на Мяркисе построена плотина, и большая часть его вод отводится
в бассейн Няриса, так что ниже плотины на протяжении 8-10
км Мяркис безводен.
Вначале Шальчя петляет среди лугов и перелесков; затем лесов,
в которых преобладают сосна и дуб (а у береговой кромки -
ольха) становится больше,и они сопровождают Шальчю на ее пути
к Мяркису. Мяркис перед слиянием с Шальчей едва ли превосходит
ее по полноводности и, приняв воды Шальчи, расширяется до
35-40 м. Ниже слияния река быстро течет между высокими, живописными,
преимущественно лесистыми берегами. Препятствий на Мяркисе
нет, за исключением несложных каменистых перекатов, порожков
и отдельных камней в русле.
Перед впадением в Неман Мяркис становится спокойнее, а его
долина расширяется, давая место лугам. Неман, величественно
несущий свои воды в лесистых песчаных берегах, кажется очень
широким после уютного Мяркиса. У автодорожного моста через
Неман целесообразно закончить путешествие; отсюда до автостанции,
с которой можно уехать в Вильнюс, Каунас, Друскининкай и Гродно,
около 1 км. Здесь правый берег Немана с живописно расположившимся
на нем городком Мяркине поднимается над рекой более чем на
100м.
Оказавшись в этих краях, непростительно уезжать домой, не
побывав на Уле. Сплав по ней удобно начать от ст.Зярвинос
дороги Вильнюс - Друскининкай, которая находится у железнодорожного
моста через речку. Ширина Улы 10-15м, долина узкая, берега
песчаные и поднимаются над водой на 30-40м. Склоны долины
поросли сосновым лесом, а у берега преобладают ольха и черемуха.
Вода в Уле очень чистая, голубоватого оттенка; в ней водится
форель. Русло реки песчаное, встречаются каменистые перекаты,
иногда путь преграждают упавшие деревья, у дер.Жюрай - остатки
разрушенной плотины. От устья Улы 17км по Мяркису до моста
ш.Гродно - Каунас и 20 км до моста через Неман в Мяркине.
Гривда - Щара -Неман (160 км)
Доманово - Сломим (60км) - Неман (80км) - Мосты
(20км). Июль - август, 7,0 баллов.
Путешествие можно начать, сойдя на ст.Доманово железной дороги
Минск - Брест, в 2км от которой по луговой долине протекает
речка Гривда. Ширина ее 10-12м, вода чистая, торфянистого
оттенка. Через 3-4км она впадает в Щару, тихую реку шириной
25-30м, петляющую в широкой луговой долине между низкими берегами
по песчаному руслу. На склонах долины - лес; иногда река подходит
к нему.
Перед старинным Слонимом Щара ускоряет свой бег, а в русле
появляются валуны. По правому берегу лесов становится больше,
однако в целом река сохраняет такой же характер, как и в начале
маршрута, примерно до впадения левого притока Березы. Далее
берега Щары повышаются, долина сужается, леса, преимущественно
сосновые, подходят к воде. Отсюда до впадения в Неман река
становится все живописнее, препятствий нет. Очень красив Неман
в месте впадения Щары: берега его одеты сосновыми лесами,
а к воде спускаются песчаными откосами и пляжами; далее они
становятся высокими. Ширина Немана здесь и ниже около 100м,
но течение его довольно быстрое, так что плыть интересно.
Плавание заканчивается в г.Мосты, на правом берегу Немана,
около автодорожного моста. К вокзалу, находящемуся в Зкм от
берега реки, можно подъехать городским автобусом. Через Мосты
проходят поезда на Гродно, Минск и Москву.
|
Волжско-Окское
междуречье и бассейн верхней Оки.
Бассейн Волги: Волгуша,
Нерль Волжская,
Которосль.
Клязьма и ее притоки: Клязьма,
Воря, Нерль
Клязьминская, Киржач,
Поля, Теза,
Лух.
Бассейн верхней Оки: Зуша,
Упа, Жиздра,
Рессета, Серена,
Угра,
Протва, Москва,
Истра, Пра.
Лесное заволжье и Север.
Лесное заволжье:
Сить,
Ухра, Нея,
Мера,
Межа, Кержец,
Ветлуга,
Уста, Пижма,
Кокшага,
Илеть, Вала.
Север:
Ваймуга,
Волошка, Кубена.
Северо-Запад.
Бассейн верхней Волги:
Волга,
Селижановка,
Тверца,
Тьма, Медведица
Волжская, Волчина,
Молога,
Кобожа,
Песь, Чагода,
Ножема,
Суда.
Ильмень-Ладожский бассейн:
Либья,
Шлина, Цна
Валдайская, Пчевжа,
Полометь, Пола,
Мста, Березайка,
Валдайка, Шегринка,
Мда, Холова,
Шелонь, Ловать,
Еменка, Кунья,
Шокша, Капша, Паша.
Карелия:
Карельский
перешеек, Энгоозеро-Воньга,
Кереть-Кузема,
Охта.
Запад.
Бассейн Западной Двины:
Западная
Двина, Велеса,
Торопа, Жижица,
Эсса, Ула,
Лепельские озера-Туровлянка,
Упда, Дрисса,
Свольна.
Другие реки Балтийского склона:
Оредеж,
Луга, Плюсса,
Великая, Синяя, Исса,
Гауя, Абава,
Вента, Вилия, Мяркис,
Шальчя, Ула, Щара, Неман.
Юго-Запад.
Бассейн Десны и Березины:
Десна,
Снопоть, Болва,
Нерусса, Свала,
Сейм, Бобр,
Березина.
Левобережные притоки Днепра:
Удай,
Сула, Псел,
Ворскла,
Самара.
Правоборежная Украина: Случь,
Тетерев,
Ингулец,
южный Буг, Днестр,
Збруч, Серет.
Юго-Восток.
Волжское правобережье:
Сура,
Барыш, Терешка,
Сызранка, Пьяна,
Теша, Сережа,
Цна Тамбовская.
Бассейн Дона:
Воргол,
Быстрая Сосна-Дон,
Усмань-Воронеж,
Битюг,
Ворона, Хопер,
Медведица Донская,
Северский Донец.
Нижняя Волга и степное Заволжье:
Б.Черемшан,
Б.Кинель, Самара,
Дема, Урал,
Волго-Ахтубинская
пойма, дельта
Волги.
Урал.
Западный склон:
Белая,
Сим, Уфа,
Ай, Юрюзань,
Чусовая, Койва,
Усьва, Сылва
Восточный склон:
Исеть,
Пышма,
Реж, Ница,
Собь, Обь.
Кавказ.
Северный Кавказ:
Терек,
Кубань, Лаба.
Закавказье:
Кодори,
Кура.
|