Севернее широтного участка
Волги от Рыбинского водохранилища до Камы лежит обширный,
богатый лесами и реками регион, который здесь подразделен
на зоны лесного Заволжья и Севера.
Лесное Заволжье представляет собой холмистую, лесистую полого
опускающуюся к Волге равнину с разделяющими бассейны рек поднятиями,
такими, как Даниловская, Галичско-Чухломская и Вятско-Камская
возвышенности, Северный и Вятский увалы. Моренный ландшафт
на западе района к востоку принимает более сглаженные формы.
Песчаные русла рек здесь преобладают на сравнительно небольшом
юго-восточном участке, прилежащем непосредственно к Волге
(Керженец, Б. и М. Кокшаги, Ветлуга, Илеть). Остальные реки
этого района текут в глинисто-каменистых руслах среди смешанных
лесов с преобладанием ели, березы и осины.
Обширный район севера Русской равнины в книге представлен
реками наиболее интересной и доступной для туристов-водников
его западной части, тяготеющей к железной дороге Вологда -
Архангельск. Это район темнохвойных (на возвышениях и дренированных
почвах) и мелколиственных лесов, развитого карста, озер и
порожистых рек.
Онего-Двинское плато, занимающее большую часть этого района,
сложено по преимуществу известняками, мергелями и гнейсами.
На юге района расположена Коношско-Няндомская возвышенность,
а на западе его границу образует Балтийский щит, возвышающийся
на северо-западе Ветреным Поясом. Наиболее интересные маршруты
этого района лежат западнее Онеги (Илекса, Водла, Кожа, Сывтуга
и др.), но они трудоемки и малодоступны для массового туризма.
Лесное Заволжье
Сить (95 км).
Ст. Родионова - Правдино (29 км) - Красное (25
км) -Покровское (22 км) - Брейтово (19 км). Май - июнь, 6,5
балла.
Сить протекает на крайнем западе равнинного лесного Заволжья;
долина реки местами заболочена и заросла чернолесьем. Сплав
удобно начать от ст. Родионове, на которой останавливаются
поезда, связывающие Москву и Петербург с Рыбинском. От станции
до Сити, которая течет здесь в' луговых берегах, окаймленная
зарослями ивняка и ольхи, Менее 2 км. Вода в реке торфянистого
оттенка, ширина 12-15 м. После впадения Ве-рексы Сить расширяется
до 20-25 м, а ниже Правдива луга и перелески сменяются смешанными
лесами. Однако береговая кромка по-прежнему травяниста, в
русле есть водоросли, встречаются каменистые перекаты, придется
преодолеть и несколько разрушенных плотин. На участке Правдиво
- Красное долина реки сужается, сначала левый, а затем правый
берег становятся высокими. Из-за прибрежного леса то здесь,
то там видны силуэты заброшенных сельских церквей с изящными
абрисами ярославской архитектурной школы. Ближе к Брейтову
высокий правый берег становится открытым, течение реки замедляется,
и у Брейтова, где река выходит в Пошехонскую низину, Сить
превращается в залив Рыбинского водохранилища. От Брейтова
до ст. Шестихино (60 км) железной дороги Сонково - Рыбинск
ходят рейсовые автобусы. Лучшее время путешествия по Сити
- пора цветения черемухи; во второй половине засушливого лета
река становится маловодной в верховьях и зарастает водорослями.
Ухра (90 км).
Вахтино - Слобода (30 км) - Арефино (38 км)
-Почеболка (22 км). Май - июнь, 6,5 балла.
Для этого путешествия нужно от станции
Данилов железной дороги Ярославль - Вологда (Буй) доехать
автобусом или попутным автотранспортом до моста через Ухру
перед селом Вахтино (13 км). Здесь Ухра - небольшая речка
с темноватой водой, текущая по суглинкам и каменистым перекатам
между невысокими берегами, на которых преобладают луга и перелески.
Долина реки широкая, пологая. Из препятствий на Ухре, кроме
каменистых перекатов и небольших порожков, есть низкосидящие
мостки и две разрушенные плотины. За Ушлонкой левобережный
лесной массив подходит к реке. После впадения Сахи Ухра становится
более полноводной, а перед Арефином, связанным автобусным
сообщением с Рыбинском, течение ослабевает: начинает ощущаться
подпор Рыбинского водохранилища; здесь ширина реки достигает
60-80 м. До Арефина вполне можно спуститься за выходные дни.
Ниже берега Сити невысокие, травянистые, преобладают лиственные
рощи. Река расширяется до нескольких сотен местров и превращается
в залив Рыбинского водохранилища. Путешествие целесообразно
закончить на правом берегу реки у автодорожного моста шоссе
Пошехонье - Рыбинск (автобусная остановка находится в 1 км
от берега). Лучшее время для путешествия по Ухре - пора цветения
черемухи. Если тщательно спланировать поездку и запастись
обратными билетами из Рыбинска, то путешествие выходных дней
по Ухре могут совершить не только жители Ярославщины, но и
москвичи.
Уста (115 км).
Урень - Заводь (50 км) - устье Ижмы (40 км)
-Ветлу га (20 км) - Воскресенское (5 км). Май - август, 7,5
балла.
Уста - привлекательная река лесного Заволжья. Русло ее песчано-суглинистое,
на берегах много леса, есть пляжи. Водная часть путешествия
начинается от ст. Урень (где останавливаются дальние поезда)
или Уста (местные) железной дороги Нижний Новгород - Котельнич.
От станций до реки 2-2,5 км. Выше Уреня начинать плавание
не стоит - верховья Усты труднодоступны и маловодны.
У ст. Урень река, ширина которой составляет, 15-20 м, петляет
в открытых луговых берегах. Через 5-6 км Уста входит в леса
(Сосна, ель, липа, у воды ивняк), на излучинах реки пляжи,
в русле встречаются коряги, других препятствий и жилых селений
нет.
После впадения р.Черной ширина реки увеличивается до 20-25
м, долина реки неширокая, берега высокие, на них стеной стоит
смешанный лес. У сел Кириллове и Б.Отары - разрушенные плотины.
Перед Б.Отарами, где в Усту впадает крупный левый приток Ижма,
долина реки расширяется, леса расступаются; на левом берегу
ниже вплоть до Ветлуги встречаются лишь перелески. Оставляя
справа несколько красивых лесистых грив, Уста впадает в Ветлугу,
которая и в межень здесь достигает ширины 80- 100 м. На высоком
правом берегу Ветлуги ниже впадения Усты раскинулось крупное,
в прошлом торговое, село Воскресенское, которое связано регулярным
автобусным сообщением со ст. Семенов. По дороге на Семенов,
у с.Владимирское на Люнде, - легендарное озеро Светлояр (град
Китеж). До железной дороги (ст.Ветлужская) из Воскресенского
можно добраться речным транспортом; у Благовещенского - места,
описанные в известном рассказе В.Г. Короленко "Река играет".
Из Ветлужского через Семенов в Н.Новгород идут пригородные
электропоезда. Бели путешественники там не бывали, им следует
посмотреть Нижний Нового-род - один из красивейших городов
на Волге. Это удобно сделать (особенно москвичам и петербуржцам),
если запастись из Н.Новгорода обратными билетами.
Нея (150 км).
Парфеньево - ст.Нея (70 км) - мост шоссе Мантурово-Кострома
(80 км). Июль - август, 6,5 балла.
Нея течет, особенно в верховьях, по глухим смешанным лесам,
богатым грибами и ягодами. Этими дарами природы Парфеньево
и окрестные села славились на петербургских и московских рынках
старой России.
Плавание начинается в старинном торговом селе Парфеньеве,
куда несколько раз в день по асфальтированному шоссе ходят
автобусы от станции Николо-Полома железной дороги Галич -
Котельнич (18 км). В начале маршрута река, ширина которой
здесь составляет 15-25 м, течет по луговой долине в глинистом
русле; берега обрамлены кустами 'ивняка и ольхи. Однако вскоре
берега Ней одеваются смешанными лесами, которые практически
непрерывно сопровождают ее почти до железной дороги. Серьезной
помехой может стать лесосплав, который периодически ведется
из района Тотомицы. Здесь нужно справиться о возможностях
дальнейшего плавания по реке; в наихудшем случае Нея от деревообрабатывающего
комбината у железнодорожной станции на добрый десяток . километров
вверх по течению может быть забита сплавным лесом. В этом
случае на станцию Нея лучше уехать из Тотомицы. В районе железной
дороги на протяжении 10-15 км лесов на берегах реки нет.
Начиная путешествие от станции Нея, нужно подъехать автобусом
до лесозавода (3 км от станции, ниже железнодорожного моста).
Дальше лесосплав проблем для путешественников не представляет,
внимания требуют лишь топляки в русле. Левый берег реки невысокий,
лесистый; на правом леса перемежаются лугами, а выше по склону
долины живописно располагаются села. На излучинах реки - обширные
пляжи; препятствий, за исключением плотины ниже поселка Нея,
нет.
Перед мостом шоссе Мантурово - Кострома леса на берегах редеют,
а ширина реки увеличивается до 50-60 м. Здесь лучше закончить
путешествие, поскольку далее Нея и Унжа, в которую Нея впадает,
не представляют особого интереса, да и возможности выезда
(пристань Красногорье на Унже) сужаются. По шоссе можно доехать
до Костромы (180 км).
Если у вас есть несколько дней в запасе, а Кострома не является
конечным пунктом вашего путешествия, то имеет смысл выйти
примерно на полпути до Костромы, у моста через Меру вблизи
с. Островское, чтобы познакомиться и с этой живописной речкой.
Ширина Меры у моста в межень 10-12 м, долина узкая с высокими,
холмистыми склонами, одетыми перелесками, русло супесчаное,
местами каменисто-глинистое. На начальном участке пути - две
разрушенные деревянные плотины, далее препятствий, кроме нескольких
каменистыхперекатов, нет, местами в русле водоросли, берега
покрыты богатыми смешанными лесами. Мера сильно петляет, огибая
o параллельные Волге лесистые гривы. Ниже устья Медозы ширина
реки увеличивается до 25-30 м, а после впадения Сендеги, где
начинает ощущаться подпор волжской плотины у города, Мера
расширяется до 40-30 м и постепенно превращается в залив водохранилища.
От моста костромского шоссе до устья Медозы 40 км, до устья
Сендеги 60 км, до Волги 88 км, до Кинешмы 95 км. Чтобы не
плыть по разливам, от Долматовского до Кинешмы можно добраться
речным трамваем (17 км). Островское связано с творчеством
Б.М. Кустодиева, от правобережной деревни Рыжовка можно совершить
трехкилометровую прогулку в бывшую усадьбу А.Н. Островского
Щелыково, а к Заволжску, расположенному на берегу Волги напротив
живописной старинной Кинешмы, примыкает село Бредихино, где
находилось поместье известного русского астронома Ф.А. Бредихина.
Маршруту Нея - Мера можно дать оценку 7,5 балла.
Керженец (165 км).
Дорофеиха - Быдреевка (13 км) - Хахалы (35 км)
- Лыково (22 км) - Рустай (16 км) - Пенякша (29 км) -Холуянка
(25 км) - Макарьево (25 км). Июнь - август, 8,5 балла.
Керженец, безусловно, - одна из лучших рек средней полосы
России. Чистая вода, песчаные пляжи, бескрайние сосновые и
дубовые леса, памятники старины и старообрядчества, наконец,
Волга и Нижний Новгород отовсюду привлекают к себе любителей
путешествий. Особенно часто здесь можно встретить нижегородцев
и москвичей.
Путешествие по Керженцу можно начать от платформ "Озеро"
и "Керженец" где останавливаются электропоезда (здесь
до воды около 1 км), или от моста у с.Быдреевка, куда можно
подъехать автобусом с привокзальной площади г.Семенова, где
останавливаются пассажирские поезда дальнего следования линии
Н.Новгород - Котельнич.
В районе Дорофеихи и Быдреевки Керженец - тихая чистая речка
шириной 15-20 м, петляющая в песчаном русле среди перелесков
и лугов.
После разрушенной плотины за Гавриловной начинаются знаменитые
раскольничьи места, описанные П.И. Мельниковым-Печерским и
В.Г. Короленко. Старообрядческое кладбище над Мериновским
плесом и с.Большое Оленево, расположенное в стороне от реки
вблизи Санахты, правого притока Керженца, - одни из последних
свидетельств ушедшего раскольничьего быта. Берега Керженца
здесь высокие, лесистые, на излучинах пляжи, в русле коряги.
Расположенное на высоком левом берегу реки с.Хахалы связано
автобусным сообщением с г.Семеновом. Здесь у моста на песчаных
отмелях в межень, возможно, потребуется проводка. Ниже Хахал
селения по берегам редки, широколиственные леса перемежаются
сосновыми борами. У Рустая - в прошлом крупного центра лесосплава
- левый берег открытый, несколько полузаброшенных мостов,
русло захламлено остатками лесосплава. После впадения слева
крупного притока Б.Черной берега понижаются; они покрыты густыми
мелкорослыми сосновыми лесами. С приближением Волги сосновые
леса на берегах Керженца сменяются дубравами, а те уступают
место пойменным лугам. В низовьях Керженец широк, течения
нет - сказывается подпор Чебоксарской ГЭС на Волге. На левом
берегу Керженца при его впадении в Волгу стоит знаменитый
в прошлом Макарьевский монастырь, у стен которого шумели Всероссийские
торговые ярмарки. Чтобы не идти по разливам, можно попытаться
уехать в Макарьево от моста дороги из Ивановского.
Из Макарьева следует паромом переправиться на противоположный
берег Волги, к пристани Лысково, откуда "Метеором"
или обычным теплоходом можно доплыть до Н.Новгорода (85 км).
От Нижегородского речного порта до железнодорожного вокзала
несколько трамвайных остановок.
Ветлуга (260 км).
Кунеево - Быстры (50 км) - устье Вохмы (60 км)
- Шайменский (36 км) - Воздвиженское (34 км) - Б.Варакино
(62 км)-Голыши (18 км). Июль - август, 7,5 балла.
Ветлуга не нуждается в специальных рекомендациях:
она многократно описана в туристской литературе. Этот крупный
и живописный приток Волги доступен для байдарочных путешествий
на протяжении около 750 км - от Кунеева в верховьях до устья.
Ниже Шарьи Ветлуга течет преимущественно в песчаном русле,
однако именно здесь она становится доступной для моторных
судов, а ниже Ветлужского на реке имеется регулярное судоходство.
Поэтому для путешествий рекомендуется менее доступный, но
наиболее живописный и малонаселенный участок реки в ее верховьях.
От станции Шабалино железной дороги Галич - Котельнич до с.Кунеево,
откуда начинается плавание, можно доехать автобусом (45 км
по дороге на Черновское). У Кунеева ширина 'Ветлуги в межень
15-20 м; русло глинисто-каменистое, встречаются щебенчатые
перекаты и коряги, по берегам- смешанные леса (ель, береза,
ольха, осина, много красной смородины). До Наянова придется
преодолеть (возможно, проводкой) две плотины разрушенных ГЭС.
Кроме того, могут потребоваться проводки и на мелководных
перекатах. После впадения р.Паозер воды в Ветлуге становится
достаточно для беспрепятственного движения. От с.Быстри, живописно
расположившегося на высоком, поросшем соснами левом берегу,
долина реки становится уже и глубже, чаще появляются песчаные
пляжи.
После слияния с Вохмой, практически не уступающей Ветлуге
по пол-новодности, ширина реки увеличивается до 50-60 м. Ниже
путешественникам, возможно, придется встретиться с проблемами
лесосплава, который проводится по Вохме. В 4 км ниже впадения
Вохмы на левом берегу Ветлуги стоит с. М.Раменье, откуда по
узкоколейке местным поездом можно вернуться на магистральную
железную дорогу (разъезд Супротивный). Ниже по Ветлуге до
Михайловицы деревень мало, берега лесистые, обычно более высок
левый берег. Далее повышается правый берег, огибая который,
река поворачивает на юг. От Верхнеспасского, где к Ветлуге
подходит оживленная дорога, населенность берегов увеличивается.
У автодорожного моста (с. Б.Варакино) можно закончить путешествие
и доехать до станции Шарья (18 км) автобусом или попутным
автотранспортом. Ниже до пристани Голыши у железнодорожного
моста имеет смысл плыть, лишь удостоверившись, что в тамошней
запани нет леса. В Голышах на левом берегу Ветлуги - конечная
остановка городского автобуса, которым можно доехать до вокзала
Шарьи.
Межа Костромская (90 км).
Георгиевское - Петушиха (39 км) -устье Шекшемы
(28 км) - Унжа (10 км) - Мантурово (13 км). Июль -август,
7,0 балла.
Этот сравнительно короткий маршрут позволяет познакомиться
с природой богатого грибами и ягодами костромского лесного
Заволжья. Река на рекомендуемом участке течет по безлюдному
чернолесью и впадает в сплавную реку Унжу (на Меже сплав прекращен).
Плавание начинается у моста через Межу перед Гергиевским,
куда можно доехать автобусом от Мантурова, расположенного
на железной дороге Галич - Котельнич (от вокзала до автостанции
2 км).
Межа в значительной мере питается болотами, и ее воды имеют
торфянистый оттенок. Ширина реки 25-30 м, русло суглинистое,
берега невысокие, лесистые (ель, береза, осина), есть пляжи,
препятствий, кроме остатков лесосплава и свай нескольких разрушенных
деревянных плотин и мостов, нет.
Унжа в месте впадения Межи - крупная река шириной 100 м и
более. При плавании по ней в период лесосплава некоторые трудности
могут вызвать плывущие бревна и запань у правого берега. Причаливать
нужно несколько ниже железнодорожного моста, откуда до вокзала,
на который вы приезжали, немногим более 1 км.
Юма - Пижма (90 км).
Ежиха - Пижма (30 км) - устье Боковой (42 км)
- мост шоссе Йошкар-Ола - Котельнич (18 км). Июнь - август,
7,5 балла.
Пижма - одна из привлекательных рек лесного Заволжья. Поъезд
к ней удобен: Пижму и ее притоки Сюзюм и Юму, пригодные для
сплава на байдарке, в верховьях пересекает железная дорога
Н.Новгород - Котельнич. До берега Юмы, по которой ходил автор,
от станции Ежиха около 1,5 км вдоль путей. Здесь преобладают
песчаные почвы, а в прибрежных лесах - сосна и липа.
Юма в начале сплава - узкая (10-15 м), но глубокая, живописная
речка, текущая в крутых, сухих лесистых берегах с песчатыми
пляжами на излучинах. Течение реки ровное, движению могут
мешать коряги, упавшие деревья и низкосидящие мостки. С приближением
к с. Катни берега Юмы становятся более открытыми, а течение
усиливается; последние километры перед Пижмой река сильно
петляет и быстро бежит среди прибрежных зарослей ивы, черемухи
и ольхи.
Пижма в районе впадения Юмы - спокойная река шириной 40-50
м с травянистыми берегами, на которых стеной стоит смешанный
лес. После впадения Ошмы леса отступают от берегов, река начинает
петлять, течение возрастает, появляются пляжи; здесь довольно
населенный участок реки. После впадения Боковой вновь появляются
леса и перелески, река становится живописнее и изобилует удобными
местами для отдыха.
Перед шоссейным мостом дороги Йошкар-Ола - Котельнич течение
ослабевает, река становится широкой и глубокой. Здесь пески
уступают место глинам, и на протяжении последующих 90 км (до
впадения Пижмы в Вятку отсюда 125 км) течение слабое, в русле
водоросли, пляжей практически нет, на берегах преобладают
луга с преимущественно листвен-ными перелесками. Поэтому у
моста целесообразно закончить плавание и уехать автобусом
или попутным автотранспортом в Котельнич.
Илеть(212 км).
Мост шоссе Марки - Дубъязы - Казань - устье
Ашита (40 км) - Красный Стекловар (16 км) - Красногорский
(65 км)-Волга (65 км) - Зеленодольск (26 км): Май - август,
7,5 балла.
Илеть - живописная река лесного Заволжья,
несущая свои воды в песчаном русле среди прибрежных лесов:
в верхнем течении - преимущественно хвойных, в нижнем - сосново-широколиственных
(дуб, липа).
К начальному пункту плавания (автодорожный мост через Илеть)
подъехать непросто (автобусом от станции Шелангер железной
дороги Зеленодольск - Йошкар-Ола через Морки, около 70 км,
или от Казани по дороге Казань - Морки, 85 км), однако красота
и своеобразие реки искупают эти трудности. Ширина Илети у
моста 10-12 м. В засушливое лето на начальном участке пути
могут потребоваться проводки. От моста через приток Илети
- Ировку, протекающую в 5 км от Морков, можно идти только
в высокую воду. Русло Илети песчаное, течение быстрое, долина
узкая, склоны ее (особенно левый) лесистые. Встречаются перекаты
и мели, низкосидящие и наплавные мостки, требующие обноса,
в русле немало коряг и упавших деревьев. В районе впадения
Ашита и до Кр.Стекловара места более открытые вследствие лесных
пожаров и рубок леса в прошлом, когда по Илети проводился
лесосплав.
Очень интересен район устья Юшупа - здесь лесистый левый склон
долины высоко поднимается над рекой, много родников и достопримечательностей
(дуб Пугачева, озера Шойчандал, Конандер и др.).
Ниже железнодорожного моста на правом берегу Илети расположился
поселок Красногорский с лесозаводом. Здесь река засорена остатками
лесосплава, течение быстрое, нужно быть внимательным. У железнодорожного
или шоссейного мостов можно закончить путешествие.
За Красногорским ширина Илети достигает 40-50 м, много песчаных
пляжей, на берегах леса и рощи из крупных, редко стоящих деревьев,
больше напоминающие пригородные парки Петербурга. Ближе к
Волге берега Илети понижаются, леса отступают от воды, их
вытесняет растительность поймы. Впереди открывается высокий
правый берег Волги, начинает ощущаться подпор плотины Волжской
ГЭС, река дробится на рукава. Здесь, забирая влево, следует
выйти в Волгу и, и придерживаясь ее левобережных рукавов,
продолжить путь до ст. Зеленый Дол. Миновав железнодорожный
мост, левым берегом можно подойти довольно близко к станции
(менее 1 км).
Б.Кокшага (200 км).
Санчурск - Старожильский (80 км) - устье Б.Кундыша
(18 км) - Долгая Старица (50 км) - Кокшайск (52 км). Июль
- август, 7,5 балла.
Большая Кокшага - очень привлекательная река лесного Заволжья,
напоминающая Керженец.
Плавание начинается от моста через реку у Санчурска, куда
можно доехать автобусом из Йошкар-Олы. Выше река труднодоступна
и не очень интересна. У Санчурска и ниже Б.Кокшага, петляя
и образуя старицы и заводи, медленно течет в низких луговых
берегах; ширина реки здесь 30- 40 м, в русле водоросли, леса
близко нет. Через 10-12 км пути к берегам подходят леса, преимущественно
лиственные, река сужается, течение усиливается, в русле становится
больше коряг и упавших деревьев.
От Аргамачской Пристани (55 км от Санчурска) река покидает
глины, входит в песчаное русло, и характер ее меняется. Появляются
пляжи и песчаные косы, пропадают водоросли, в прибрежных лесах
начинают преобладать сосны. В Старожильске реку пересекает
шоссе Йошкар-Ола - Козьмо-демьянск; здесь также удобно начать
или закончить путешествие. Характер реки с изобилием пляжей
и преобладанием сосновых лесов сохраняется и после слияния
Больших Кокшаги и Кундыша; ширина реки увеличивается до 30-40
м. В районе правобережных сел Маркитант (14 км ниже слияния)
и Долгая Старица живописные лесные озера.
У с.Иван-Беляк широкая до сих пор долина реки сужается, правый
берег становится довольно высоким и река уклоняется на восток.
Перед впадением в Волгу лесов на берегах становится меньше;
вблизи устья Б.Кок-шаги на левом берегу Волги расположена
пристань Кокшайск, а напротив, на высоком правом берегу, -
Мариинский Посад. Из Кокшайска можно уехать автобусом в Йошкар-Олу,
а из Мариинского Посада - в Чебоксары; теплоходом можно доплыть
по Волге до Чебоксар, Казани или другой подходящей пристани.
Вала (90 км).
Мост шоссе Можга - Агрыз - устье Пычаса (6 км)
~ мост шоссе на Нылгу (20 км) - устье Нылги (28 км) - мост
шоссе Вавож - Можга (24 км) - Вавож (12 км). Май - июнь, 6,5
балла.
На рекомендуемом участке река течет, сильно петляя, в широкой,
плоской луговой долине. Склоны долины покрыты смешанными лесами
с преобладанием ели, правый склон более крутой, левый - пологий.
Грунты глинисто-каменистые и суглинистые, берега (высотой
2-4 м) - обрывистые или травянистые, обычно поросшие ивой,
ольхой и черемухой. Ширина Валы в начале маршрута 6-8 м, после
впадения Нылги 15-20 м, в нижнем течении 40-50 м. Течение
умеренное, вода мутноватая, в русле нередки водоросли, много
коряг.
Начать путешествие можно от моста шоссейной дороги Набережные
Челны - Можга - Агрыз - Ижевск или из района железнодорожного
моста, расположенного в 2 км ниже по реке (2 км от ст.Чумайтло,
на которой останавливаются пригородные поезда). До автодорожного
моста (8 км) можно доехать автобусом (автостанция расположена
вблизи вокзала ст. Можга линии Казань - Агрыз - Екатеринбург)
или попутным автотранспортом.
Все основные препятствия встретятся путешественникам на первых
30 км пути: это - мелководные каменистые перекаты, завалы,
две камен-но-набросные плотины, земляной дорожный переход
через реку и три нитки газопровода. После моста шоссе Можга
- Нылга препятствий в реке практически нет, за исключением
требующих внимания коряг и остатков деревянных свай разрушенных
мельниц. Река течет среди богатых сенокосных угодьев и пастбищ,
а нечастые здесь пляжи носят на себе следы пребывания скотины.
Тем не менее, река живописна, поскольку ее почти на всем пути
сопровождают рощи и шпалеры деревьев, заросли ежевики и смородины.
Вблизи впадения Нылги Вала, петляя, подходит к высокому правому
склону долины, заросшему хвойным лесом. Это, пожалуй, наиболее
живописный участок реки. Через несколько километров после
моста шоссе Вавож - Можга (у моста можно закончить маршрут)
высокий правый берег реки понижается, долина Валы расширяется,
и она принимает крупный правый приток Уву, на возвышенном
правом берегу которой в 3 км от устья стоит районный центр
Вавож (47 км по шоссе от станции Можга). Здесь целесообразно
закончить плавание, поскольку ниже по течению Валы леса отходят
от берегов и начинает ощущаться подпор плотины в Гуляеве,
а главное, труднее становится вернуться на магистральную железную
дорогу. Впрочем, жители Ижевска могут продолжить путешествие
по Вале и дальше, поскольку к правому берегу реки подходит
железная дорога Кильмезь - Ижевск (станции Инга, Гуляево,
Пижил, Сюрек, Кильмезь, поезд на Ижевск уходит рано утром).
Лучшее время для путешествий по Вале - пора цветения черемухи.
|
Волжско-Окское
междуречье и бассейн верхней Оки.
Бассейн Волги: Волгуша,
Нерль Волжская,
Которосль.
Клязьма и ее притоки: Клязьма,
Воря, Нерль
Клязьминская, Киржач,
Поля, Теза,
Лух.
Бассейн верхней Оки: Зуша,
Упа, Жиздра,
Рессета, Серена,
Угра,
Протва, Москва,
Истра, Пра.
Лесное заволжье и Север.
Лесное заволжье:
Сить,
Ухра, Нея,
Мера,
Межа, Кержец, Ветлуга,
Уста, Пижма,
Кокшага, Илеть,
Вала.
Север:
Ваймуга,
Волошка, Кубена.
Северо-Запад.
Бассейн верхней Волги:
Волга,
Селижановка,
Тверца,
Тьма, Медведица
Волжская, Волчина,
Молога,
Кобожа,
Песь, Чагода,
Ножема,
Суда.
Ильмень-Ладожский бассейн:
Либья,
Шлина, Цна
Валдайская, Пчевжа,
Полометь, Пола,
Мста, Березайка,
Валдайка, Шегринка,
Мда, Холова,
Шелонь, Ловать,
Еменка, Кунья,
Шокша, Капша, Паша.
Карелия:
Карельский
перешеек, Энгоозеро-Воньга,
Кереть-Кузема,
Охта.
Запад.
Бассейн Западной Двины:
Западная
Двина, Велеса,
Торопа, Жижица,
Эсса, Ула,
Лепельские озера-Туровлянка,
Упда, Дрисса,
Свольна.
Другие реки Балтийского склона:
Оредеж,
Луга, Плюсса,
Великая,
Синяя, Исса, Гауя,
Абава, Вента,
Вилия, Мяркис,
Шальчя, Ула, Щара,
Неман.
Юго-Запад.
Бассейн Десны и Березины:
Десна,
Снопоть, Болва,
Нерусса, Свала,
Сейм, Бобр,
Березина.
Левобережные притоки Днепра:
Удай,
Сула, Псел,
Ворскла,
Самара.
Правоборежная Украина: Случь,
Тетерев,
Ингулец,
южный Буг, Днестр,
Збруч, Серет.
Юго-Восток.
Волжское правобережье:
Сура,
Барыш, Терешка,
Сызранка, Пьяна,
Теша, Сережа,
Цна Тамбовская.
Бассейн Дона:
Воргол,
Быстрая Сосна-Дон,
Усмань-Воронеж,
Битюг,
Ворона, Хопер,
Медведица Донская,
Северский Донец.
Нижняя Волга и степное Заволжье:
Б.Черемшан,
Б.Кинель, Самара,
Дема, Урал,
Волго-Ахтубинская
пойма, дельта
Волги.
Урал.
Западный склон:
Белая,
Сим, Уфа,
Ай, Юрюзань,
Чусовая, Койва,
Усьва, Сылва
Восточный склон:
Исеть,
Пышма,
Реж, Ница,
Собь, Обь.
Кавказ.
Северный Кавказ:
Терек,
Кубань, Лаба.
Закавказье:
Кодори,
Кура.
|