Москва-река (102 км).
Можайск - мост шоссе на Старую Рузу (32 км)-
Тучкова (18 км) - Каринское (32 км) - Звенигород (20 км).
Май -август, 7,5 балла.
Москва-река - одна из наиболее
живописных рек Подмосковья. Вода в ней чистая, довольно холодная
(много родников), русло в верхнем течении глинистое с каменистыми
перекатами, ниже - песчаное, берега высокие, лесистые, ширина
реки в начале маршрута 15-20 м, в конце - 25-30 м; во второй
половине лета в русле довольно* много водорослей. Водная часть
путешествия начинается в Можайске (электропоезда с Белорусского
вокзала Москвы), где до берега реки (4 км) можно доехать автобусами,
следующими от привокзальной площади (справа по ходу поезда
от Москвы). Ниже автодорожного моста дороги на Клементьеве
и Старую Рузу - довольно сложный участок реки (разрушенная
плотина, быстрины, повороты) . Через несколько километров
река входит в лесистые, высокие, малонаселенные (по критериям
Подмосковья) берега, где нетрудно найти удобное место для
стоянки. После впадения Рузы ширина Москва-реки увеличивается
до 25-30 м; возрастает и населенность берегов. При желании
можно закончить плавание у моста шоссе Старая Руза - Тучкове;
следующие удобные места для завершения путешествия - у моста
шоссе Колюба-кино - Тучкове и сТригорово (1,5 км до пл. Санаторная).
Очень живописны берега в районе С.Васильевское (бывшая усадьба,
связанная с именем А.И. Герцена). Ниже Бережков, вплоть до
с. Карийское, удобное место для стоянки найти трудно. Долина
реки расширяется, больше становится луговых участков, течение
замедляется. Петляя вблизи высокого лесистого правого склона
долины, река приближается к расположившемуся на левом берегу
вблизи устья Сторожки Саввино-Сторожевскому монастырю, за
которым начинается Звенигород. Маршрут можно закончить в центре
города, ниже пешеходного моста, откуда до остановки автобуса
(на левом берегу) около 300 м. Можно, однако, проплыть еще
3 км до автодорожного моста; здесь, на высоком правом берегу,
в 1,5 км от реки расположена станция Звенигород.
Протва (75 км).
Шемякина - Высокиничи (45 км) -Протвино (35
км). Май - август, 6,5 балла.
По реке Протве проходит один из маршрутов выходного
дня москвичей. Более продолжительное путешествие можно начать
от Вереи (+95 км) или от Боровска (+45 км), но на верхней
и средней Протве, наряду с маловодьем в сухое лето, довольно
много препятствий (низкие мостки, трубопроводы и дамбы после
Вереи, плотины у Ермолино и Обнинска). Боровск (не только
ровесник, но, по расположению, и близнец Москвы), а также
Пафнутьев-Боровский монастырь, где были заточены протопоп
Аввакум и боярыня Морозова, интересны и без связи с байдарочным
путешествием.
Плавание удобно начать от платформы электропоездов Шемякине
Киевского направления Московской ж.д., где до Лужи, крупного
правого притока Протвы, около 0,5 км. На Луже могут потребоваться
проводки, однако до ее впадения в Протву перед железнодорожным
мостом чуть бо-лее 1 км. Препятствий движению дальнейший путь
по Протве практически не представляет; река шириной 20-25
м петляет по широкой луговой долине, иногда подходя к ее высокому
левому склону. Берега сухие, есть пляжи, но удобных для стоянки
мест с дровами немного. Это рощи напротив с.Нов.Слобода, около
с.Бор и перед Протеином.
В начале маршрута на левом берегу останется с.Стрелково, родина
маршала Г.К. Жукова, а в конце, на правом берегу, - с.Троицкое
- родовое поместье княгини Екатерины Дашковой, президента
Российской Академии наук во времена Екатерины II (здесь же
она и похоронена). У Троицкого придется преодолеть разрушенную
плотину. Путешествие целесообразно закончить в Протвино, откуда
автобусы ходят на привокзальную площадь Серпухова. Можно плыть
и дальше, до платформы "Ока" у железнодорожного
моста, однако на Протве при этом придется сделать два обноса
(плотина и мост). Берега Протвы, как и Оки, в которую Протва
впадает, здесь открытые, неинтересные и не стоят дополнительного
плавания длиной 30км.
Истра (45 км).
Пл.Истра - Павловская Слобода (32.км) - Петрово-Дальнее
(13 км). Май - август, 7,0 баллов.
Истра для многих москвичей является рекой, с которой они начали
свою биографию туристов-водников. Действительно, в такой близости
от огромного города нет другой реки, столь подходящей для
плавания на байдарке. Чистая и глубокая, оптимальной ширины
(около 20 м), Истра после железнодорожного моста (Рижское
направление, платформа рядом с мостом) течет в неширокой холмистой
долине, на склонах которой леса и перелески перемежаются деревнями
и дачными поселками.
От начала пути менее 1 км до впадения крупного правого притока
Малая Истра (по которой в период половодья можно совершить
короткое, длиной 25-30 км, но интересное путешествие). На
пути к Москве-реке по Истре придется преодолеть остатки плотин
у Вельяминова, Санникова и Ивановского. Ввиду населенности
берегов реки удобных для стоянки мест на Истре немного; их
следует искать на правом берегу перед д.Санниково, в районе
Аносино и на левом берегу после д.Ивановское.
В Павловской Слободе платформа электропоездов находится на
левом берегу в 1 км от воды (причаливать нужно перед железнодорожным
мостом). Плавание по нижней Истре заканчивают на левом берегу
Москва-реки около плотины (2 км ниже устья Истры) в Петрово-Дальнем;
остановка автобуса, следующего до станции метро "Сокол",
находится в 200 м от берега.
Пра (65 км).
Сгшс-Клепики - Гришина (23 км) - Ольгино (20
км) -Деулано (22 км). Май - август, 8,0 баллов.
"Я много видел живописных и глухих мест в России, но
вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную Эти слова
К.Паустовского теперь вспоминаются с грустью, потому что от
девственности и таинственности Пры не осталось и следа. Конечно,
и сейчас сплошные бронзовоствольные сосновые боры на невысоких
песчаных берегах обступают Пру от Взвоза до Деулино и ниже,
но к концу лета видно, как устала Пра от отдыхающих.
После некоторых колебаний автор решил ограничить рекомендуемый
для путешествия участок Пры ее верховьем. Дело в том, что
ниже Деулино сосновые боры постепенно вытесняются дубравами,
которые, в свою очередь, уступают место лугам, нередко заболоченным.
В нижнем течении на десятки километров левый берег реки занят
Окским заповедником, и, в довершение всего, по Оке придется
пройти до Касимова (а это более 100 км), чтобы можно было
уехать в Москву или Рязань поездом либо
автобусом.
Итак, путешествие по Пре начинается в Спас-Клепиках, куда
из Москвы
или Рязани можно приехать автобусом. От автостанции до реки
200 м. Первые километры Пра течет в луговых берегах, и лишь
после села Взвоз начинаются леса. Река, ширина которой не
превышает, как правило, 20-25 м, тихо струится среди песчаных
откосов и отмелей мимо величественных сосновых боров. Препятствий
на реке, кроме коряг, а также низкосидящих и наплавных мостков
у некоторых сел, нет. Несколькими километрами ниже села Слобода
у правобережной заводи следует сделать остановку, чтобы побродить
по окрестным лесам и посетить живописные лесные озера Ленево,
Шуя, Орсо; эти места описаны Паустовским в его очерке "Кордон
273" и других мещерских рассказах. Из Деулино через Солотчу,
с ее знаменитым монастырем, ходят автобусы на Рязань.
Жиздра (95 км).
Ст.Зикеево - Дубровка (35 км) - Чернышено (20
км) - мост Козельского шоссе (40 км). Май - август, 8,0 баллов.
Жиздра - одна из популярных среди байдарочников рек дальнего
Подмосковья. Чистая вода, высокие холмистые берега и характерные
для этого региона сосново-дубово-липовые леса делают Жиздру
очень привлекательной.
От станции Зикеево железной дороги Москва - Брянск, на которой
останавливаются пассажирские поезда, до берега реки около
2 км. Однако ширина реки у Зикеево 4-6 м, упавшие деревья
часто преграждают путь, и в межень здесь пройти трудно. Тем
не менее, в верхнем течении Жиздра быстро собирает воду, и
после впадения (слева) Которянки и Брыни ширина реки увеличивается
до ~20 м. Жиздра течет в суглинках, среди перелесков, в русле
встречаются коряги и каменистые перекаты. От железнодорожного
моста (здесь, в Дубровке, где останавливаются электропоезда
Сухиничи - Брянск, можно начать путешествие и в сухое лето)
река входит в сплошные сосново-широколиственные леса; этот
участок до с.Чернышено, связанного автобусным сообщением со
станцией Думиничи (12 км), - самый живописный на реке.
Перед Чернышено Жиздра принимает справа крупный (и тоже очень
привлекательный для байдарочных путешествий) приток Рессету
и расширяется до 30-40 м. Пляжи встречаются чаще, берега остаются
высокими, , лесистыми и малонаселенными, иногда река преодолевает
каменистые перекаты.
У моста шоссе на Козельск лучше закончить плавание, поскольку
ниже, после впадения мутной Вытебети, долина реки расширяется,
а леса отходят от берегов. Отсюда по Жиздре до Козельска остается
30 км, Козельск и расположенную на противоположном берегу
реки, в сосновом лесу, Оптину Пустынь обязательно нужно посетить.
В Козельске есть железнодорожная станция, откуда можно уехать
в Сухиничи, но удобнее воспользоваться автобусом на Калугу.
Рессета (60 км).
Красное - Кцынь (35 км) - Чернышено (25 км).
Май - июнь, 8,0 баллов.
Рессета не уступает по красоте верхней Жиздре и, хотя в литературе
описания её не встречаются, Рессету знают байдарочники (и
не только брянские и московские). Путешествие начинается на
станции Судимир железной дороги Москва - Брянск (скорые поезда
на ней не останавливаются) , откуда по недавно построенной
дороге через Хвастовичи можно доехать до моста через Рессету.
Здесь река шириной 8-10 м с торфяным цветом воды течет в луговых
берегах. Попетляв среди кустарников на луговине, Рессета входит
в сосново-широколиственные леса. Левый берег иногда, в районах
сел, открывается, тогда как правобережные леса сопровождают
реку до самой Жиздры. Много пляжей, но часто встречаются низкосидящие
мостки и заколы; других препятствий на реке нет, В достаточно
влажное лето Рессета доступна для путешествий в течение всего
летнего сезона, но особенно хороша она в соловьиную пору.
После выхода в Жиздру можно окончить путешествие в Чернышено
(и уехать автобусом на ст. Думиничи) либо продолжить путь
вниз по течению (см. описание Жиздры).
Серена (52 км).
Липицы - Плюсково (25 км) - мост Калужского
шоссе (27км). Половодье, 7,0 баллов.
Интересное путешествие выходного дня могут совершить калужане,
брянцы и москвичи по Серене в период половодья. Лучше это
сделать на надувной "Ласточке" , чтобы не быть связанным
с большим грузом и не затрачивать много времени на сборку,
разборку и сушку каркасной байдарки.
От станции Домашевка железной дороги Москва - Брянск, на которой
останавливаются дальние поезда (москвичи могут приехать на
станцию рано утром:, проведя ночь в поезде) до реки 5 км,
а от платформы местных электропоездов Липицы - около 1 км.
Серена здесь течет в узкой и глубокой лесистой долине. Течение
быстрое, река часто делает крутые повороты, и 'нужно быть
наготове, чтобы во-время среагировать на упавшее дерево или
уходящую под прибрежные кусты струю. В половодье воды в реке
достаточно, и частые здесь перекаты не представляют затруднений.
В Шамордино, расположившемся высоко над рекой на левом берегу
(здесь, между прочим, учительствовал после окончания института
Булат Окуджава), - здания известного в дореволюционной России
монастыря.
С приближением к Жиздре долина реки становится шире, а берега
понижаются; уже в пойме Жиздры Серену пересекает шоссе. Вблизи
моста- автобусная остановка, откуда можно уехать на Калугу
(около 45 км).
Угра (160 км).
Ст.Угра - Знаменка (35 км) -устье Жижалы (36
км)-устье Вори(53 км) - Южное (36 км). Май - август, 8,0 баллов.
Угра - одна из наиболее живописных и привлекательных для семейного
отдыха рек средней полосы России. Чистая вода, спокойное течение,
практически полное отсутствие препятствий, высокие лесистые
берега, удобства подъезда и выезда - вот ее основные достоинства.
Следует отметить, однако, что удобных мест для стоянки у воды
в среднем течении Угры немного и в периоды повышенной популярности
этой реки у байдарочников такие места приходится ценить.
Начало водной части маршрута - в 3 км от станции Угра, вблизи
моста. Здесь ширина реки 20-25 м, ниже впадения Вори она увеличивается
до 40-50 м, а после впадения Рессы местами превышает 70-80м.
В русле нередки водоросли, которые при плавании во второй
половине лета могут создавать некоторые. неудобства. Кроме
небольшого участка в районе Знаменки и ниже Юхнова, берега
покрыты великолепными смешанными лесами. От начала маршрута
до Дрожжино встречаются быстрины и каменистые перекаты. Наиболее
живописный участок реки - от Знаменки до Федоткова. Здесь
высокие холмистые берега покрыты преимущественно сосновыми
лесами, однако береговая кромка занята, как правило, ивняком
и камышом. Далее берега понижаются, леса местами отступают
от воды, но зато чаще встречаются пляжи. На последних десятках
километров перед Юхновом в прибрежном лесу можно наткнуться
на оплывшие траншеи и ржавые остатки колючей проволоки - следы
линии обороны Западного фронта во время Великой Отечественной
войны. Плавание заканчивается в Юхнове, на правом берегу,
при крутом повороте реки налево, где до автостанции ~1 км.
Можно закончить плавание и несколькими километрами ниже, у
моста Рославльского шоссе, откуда попутным транспортом доехать
до Малоярославца (около 80 км). Плыть ниже Юхнова (до Товарково,
+75 км, или даже Калуги, +125 км) не имеет особого смысла:
ширина реки и ее населенность возрастают, а берега становятся
плоскими и безлесными.
Зуша - Ока (105 км).
Мценск ~ Ока (40 км) - устье Нугри (26 км) -Белев
(39 км). Май - сентябрь, 6,5 балла.
Короткое, на 3-4 дня, путешествие позволяет познакомиться
с чарующей природой тургеневских мест. Плавание можно начать
в старинном Мценске от железнодорожного моста (от станции
до воды около 1 км). Ширина реки 25-30 м, русло илисто-щебенистое,
долина узкая, берега высокие (до 60-70 м), холмистые, сложенные
известняками, у воды - травянистые с зарослями ивняка и дикого
огурца; на склонах долины широколиственные (дуб, осина, липа),
местами сосновые рощи. Препятствий на реке нет. У Троицкого-Бачурина,
где в Зушу впадает Снежеть, можно сходить на Бежин луг. Ока
ниже впадения Зуши менее интересна: берега ее открытые, хотя
сухие и высокие, ширина реки 50-70 м, течение медленное, препятствий
нет, как, впрочем, и удобных мест для стоянки.
Старинный Белев - родина В.А. Жуковского - живописно расположился
на высоком левом берегу Оки. Как и Мценск, в прошлом он был
одним из культурных центров российской провинции. Белев связан
асфальтированной дорогой и регулярным автобусным сообщением
(автостанция на левом берегу в 0,5 км от моста) с Тулой.
Упа (257 км).
Тула - Воскресенское (85 км) - Крашена (37 км)
-Одоев (43 км) - Ока (42 км) - Голодское (50 км). Май - август,
6,5 балла.
Упа - река с прелестными пейзажами Подстепья, знакомыми каждому
по произведениям Тургенева и Толстого, Лескова и Бунина. Она
течет в живописных холмистых берегах, среди широколиственных
(преимущественно дубовых) рощ и лугов. Ширина реки 30-40 м.
Собирать байдарку можно вблизи железнодорожного моста (0,5
км от вокзала).
На участке от Тулы до Крапивны несколько разрушенных и действующих
плотин, требующих обноса. Река ниже Тулы на протяжении 20-25
км загрязнена городскими стоками. Этот участок желательно
пройти побыстрее, а водой пользоваться из родников и ручьев.
В районе Крапивны и Одоева встретятся щебенистые перекаты
и шиверы; на некоторых из них в низкую воду, возможно, потребуется
проводка. Пляжей на Упе практически нет; часто берег обрывист
и неудобен для выхода. Дно преимущественно каменисто-илистое.
После Одоева берега реки понижаются и у воды остаются лишь
заросли ивняка.
Ока ниже устья Упы - довольно широкая (60-80 м) река, долина
ее широкая, берега открытые. Препятствий движению нет, чаще
встречаются пляжи, но удобное для стоянки место надо искать
заранее. Путешествие заканчивается на правом берегу Оки у
моста шоссе Козельск - Калуга; отсюда до Калуги меньше часа
езды. Чтобы не проходить менее интересную вторую половину
маршрута, можно закончить путешествие в старинном Одоеве,
откуда идут автобусы в Тулу (автостанция в 2 км от берега).
Железнодорожные станции Чекалин и Черепеть линии Тула - Козельск,
под мостом которой путешественники пройдут вскоре после впадения
Упы в Оку, малоудобны для окончания маршрута - поезда здесь
ходят редко, а станции расположены вдали от Оки.
|
Волжско-Окское
междуречье и бассейн верхней Оки.
Бассейн Волги: Волгуша,
Нерль Волжская,
Которосль.
Клязьма и ее притоки: Клязьма,
Воря, Нерль
Клязьминская, Киржач,
Поля, Теза,
Лух.
Бассейн верхней Оки: Зуша,
Упа, Жиздра,
Рессета, Серена, Угра,
Протва, Москва, Истра,
Пра.
Лесное заволжье и Север.
Лесное заволжье:
Сить,
Ухра, Нея,
Мера,
Межа, Кержец,
Ветлуга,
Уста, Пижма,
Кокшага,
Илеть, Вала.
Север:
Ваймуга,
Волошка, Кубена.
Северо-Запад.
Бассейн верхней Волги:
Волга,
Селижановка,
Тверца,
Тьма, Медведица
Волжская, Волчина,
Молога,
Кобожа,
Песь, Чагода,
Ножема,
Суда.
Ильмень-Ладожский бассейн:
Либья,
Шлина, Цна
Валдайская, Пчевжа,
Полометь, Пола,
Мста, Березайка,
Валдайка, Шегринка,
Мда, Холова,
Шелонь, Ловать,
Еменка, Кунья,
Шокша, Капша, Паша.
Карелия:
Карельский
перешеек, Энгоозеро-Воньга,
Кереть-Кузема,
Охта.
Запад.
Бассейн Западной Двины:
Западная
Двина, Велеса,
Торопа, Жижица,
Эсса, Ула,
Лепельские озера-Туровлянка,
Упда, Дрисса,
Свольна.
Другие реки Балтийского склона:
Оредеж,
Луга, Плюсса,
Великая,
Синяя, Исса, Гауя,
Абава, Вента,
Вилия, Мяркис,
Шальчя, Ула, Щара,
Неман.
Юго-Запад.
Бассейн Десны и Березины:
Десна,
Снопоть, Болва,
Нерусса, Свала,
Сейм, Бобр,
Березина.
Левобережные притоки Днепра:
Удай,
Сула, Псел,
Ворскла,
Самара.
Правоборежная Украина: Случь,
Тетерев,
Ингулец,
южный Буг, Днестр,
Збруч, Серет.
Юго-Восток.
Волжское правобережье:
Сура,
Барыш, Терешка,
Сызранка, Пьяна,
Теша, Сережа,
Цна Тамбовская.
Бассейн Дона:
Воргол,
Быстрая Сосна-Дон,
Усмань-Воронеж,
Битюг,
Ворона, Хопер,
Медведица Донская,
Северский Донец.
Нижняя Волга и степное Заволжье:
Б.Черемшан,
Б.Кинель, Самара,
Дема, Урал,
Волго-Ахтубинская
пойма, дельта
Волги.
Урал.
Западный склон:
Белая,
Сим, Уфа,
Ай, Юрюзань,
Чусовая, Койва,
Усьва, Сылва
Восточный склон:
Исеть,
Пышма,
Реж, Ница,
Собь, Обь.
Кавказ.
Северный Кавказ:
Терек,
Кубань, Лаба.
Закавказье:
Кодори,
Кура.
|