Rambler's Top100
Юго-Восток. Бассейн Дона.
   ЧУСОВАЯ
    • описание маршрута
   фотогалерея
  дневник
   БИТЮГ
   описание маршрута
  фотогалерея
   новелла
   ДИВНОГОРЬЕ
  описание маршрута
   фотогалерея
   карта
100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке" Ю.Б. Воронова
Дневник путешествия р.Лух 16-19 августа 2001 года (И. Пономарев)

 

 

Бассейн Дона


Воргол - Сосна (39 км).

Казаки - Сосна (28 км) - Елец (11 км). Половодье, 7,5 балла.

В пределах центрального района страны трудно найти байдарочную реку, которую можно было бы сравнить с Ворголом. Протекая по крутому восточ-ному склону Среднерусской возвышенности, Воргол на значительном участке образует глубокую (60-80 м) каньонообразную долину, склоны которой местами поросли лиственным лесом, а иногда обрываются к воде живописными известняковыми и доломитовыми утесами. Дно реки каменистое, местами илистое, много перекатов, есть несколько разрушенных плотин. К сожалению, река проходима на байдарке лишь в течение примерно двух недель половодья. Маршрут по Ворголу и Быстрой Сосне до Ельца короток и по вешней воде может быть пройден за один день.
Плавание начинается в нескольких сотнях метров от ст. Казаки, куда можно доехать местным поездом от Ельца (если утренним поездом, то на вокзале в Ельце нужно быть не позже 7 ч утра). Ширина реки в начале маршрута 10-12м, течение быстрое, высокие берега покрыты лиственным лесом. Наиболее живописные места начинаются через 5-7 км после железнодорожного моста и тянутся 10-12 км. Здесь путешественники увидят овеянные легендами скалы "Звонари", "Ворон", "Копченые камни".
Перед с. Нижн. Воргол каньонообразный участок долины кончается, и река приближается к Быстрой Сосне, петляя в невысоких луговых берегах.
Ниже впадения Воргола в высокую воду Быстрая Сосна имеет ширину 70-80 м, берега довольно высокие, но безлесные (пожалуй, на всем участке до Ельца единственное удобное для стоянки место находится напротив устья Воргола). Кроме того, перед городом придется обнести плотину. Можно плыть и дальше по Быстрой Сосне и Дону, но лучше сделать это в ' конце лета, а весенний сплав завершить в Ельце. От железнодорожного моста до вокзала, расположенного на правом берегу, ~0,5 км.


Быстрая Сосна - Дон (250 км) .

Елец -Дон (42 км) - Задонск (48 км) - устье Репьевки (40 км) - Хлевное (35 км) - Турбазы (30 км) - мост у Новоживотинного (30 км) - Семилуки (25 км). Август - середина сентября, 6,5 балла.


Дон - река не очень подходящая для байдарочных путешествий: в верхнем течении выше впадения Красивой Мечи он маловоден, почти белесей и изобилует искусственными (плотины, мосты) и естесственными (перекаты, шиверы) препятствиями. Затем, приняв одну за другой почти равные ему по полноводное™ Красивую Мечу и Быструю Сосну, он, наоборот, становится доступен для моторных судов и, соответственно, великоват для байдарки. Тем не менее живописная, холмистая долина, исторические и природные достопримечательности, а также богатые яблоневые сады этих мест позволяют рекомендовать маршрут по Быстрой Сосне и Дону в конце достаточно сухого лета, когда уровень воды в реках-минимален.
Плавание начинается в старинном Ельце, живописно расположившемся на высоких известняковых берегах Быстрой Сосны. Ширина реки в межень 40-50 м, берега и после Ельца высокие, но открытые. До Дона придется преодолеть две полуразрушенные плотины.
Дон, как и Быстрая Сосна, течет в высоких берегах и питается в значительной мере родниковыми водами., После слияния с Сосной ширина Дона увеличивается до 60-80 м, течение довольно быстрое. Глубокая, расчлененная оврагами и лощинами долина, травянистые берега с ивовыми рощицами и зарослями дикого огурца образуют типичный донской пейзаж.
За железнодорожным мостом линии Елец - Липецк правый берег поднимается над водой на несколько десятков метров живописными утесами, заросшими кустарником - это заповедная Галичья гора.
От Задонска, старого купеческого и религиозного центра, лесов.на берегах реки становится больше. Здесь Дон делает несколько крупных излучин. Сосновые леса левобережья тянутся вниз по течению от Задонска практически до Воронежа (правда, почти нигде не подходя к воде). В пределах Липецкой области пляжей на Дону практически нет, нередки каменистые перекаты. После Отскочного, где Дон уходит в Воронежскую область, - одно из наиболее живописных мест на среднем Дону: при правом повороте реки лесистый левый берег поднимается обрывом высотой 60-70 м на протяжении около 2 км; напротив него песчаные пляжи. Здесь зона турбаз воронежских предприятий.
Далее левый берег понижается; на нем оборудован щебеночный карьер, от которого вниз по реке обозначен фарватер и имеется грузовое судоходство. На этом участке реки довольно много песчаных пляжей. От Вырубова становится заметным приближение большого города: прибрежные села вытесняются дачными поселками. ,
Плавание заканчивается у моста в Семилуках, где окраина Воронежа почти подошла к Дону; отсюда легко уехать в центр города и на вокзал.


Воронеж - Усмань (185 км).

Липецк - Лады (46 км) - Вербипово (32 км) - устье Излегощи (42 км) - устье Усмани (30 км) - ж.д. мост (35 км). Июнь - август, 7,0 баллов.


Впечатляющее путешествие можно совершить по реке Воронеж - левому притоку Дона. Почти полное отсутствие препятствий, устойчивое теплое лето в этих краях, достопримечательности старых городов, возможность (для многих) запастись обратными билетами из г. Воронежа позволяют рекомендовать эту реку для семейного отдыха.
Плавание начинается у моста через Воронеж в центре Липецка, куда от вокзала можно доехать городским транспортом. Перед плаванием следует осмотреть архитектурные памятники старого центра этого бурно выросшего за последнее время города.
В пределах городской черты Липецка Воронеж представляет собой во-дохранилище.образуемое плотиной на южной окраине города; здесь необходим короткий обнос (по правому берегу). Далее река имеет ширину 25-30м и медленно течет в луговых берегах; правый склон долины высокий, густо населенный, левый - пологий, нередко заболоченный, лес вдали от берега
и лишь изредка подходит к воде. В районе сел Троицкое и Малинино течение почти незаметное, заводи и старицы затрудняют ориентировку. Лес к воде подходит у с. Пады и в районе с. Карамышево; особенно удобен для стоянки второй участок, где крупный массив соснового леса подходит к песчаному речному обрыву. Ниже по течению, напротив устья Излегощи, еще одно удобное для стоянки место.
Около старинного поселка Рамонь, спускающегося к реке по высокому правобережному склону, Воронеж одет широколиственными и сосновыми лесами и особенно привлекателен, однако на реке уже много отдыхающих - сказывается близость областного центра с почти миллионным населением. Ниже Рамони начинает ощущаться подпор плотины в г. Воронеж, река расширяется и превращается в водохранилище, протянувшееся почти на 40 км. Этого довольно скучного участка пути можно избежать, если вскоре после Рамони свернуть в левый приток Воронежа Усмань и подняться по этой небольшой речке против течения до железнодорожного моста. Ширина У смани 8-10 м, течение умеренное, берега живописные (здесь речка проходит по Ус-манскому бору), русло песчаное. Однако на ней нередки пионерские лагеря и базы отдыха. Плавание заканчивается перед железнодорожным мостом, откуда 1 км до платформы пригородных электропоездов (на левом берегу). Г. Воронеж - культурный и промышленный центр Черноземья, богатый достопримечательностями и красивый город.


Битюг (200 км).

Анна - Стар. Чигла (42 км) - Бобров (48 км) -Шестаково (46 км) - Дон (34 км) - автодорожный мост у Белогорья (30 км). Май - середина сентября, 8,0 баллов.


Битюг - одна из наиболее привлекательных рек Подстепья средней полосы России. Дубовые леса, тростниковые заросли, редкие на этой широте сосновые боры, песчаные пляжи, широкие плесы и заводи, быстрые, узкие протоки - все это увидят путешественники при плавании по Битюгу.
Сплав начинается от моста шоссе Воронеж - Саратов (остановка - с. Бродовое), в 4 км от ст. Анна, куда можно приехать пригородным поездом из Воронежа. Начинать плавание выше по течению нецелесообразно, поскольку верховья реки, вплоть до Щучьего, маловодны и почти безлесны.
Вскоре после начала плавания река входит в дубовый лес, сильно петляя около высокого правого склона долины. Быстрые участки, где ширина Битюга не превышает 8-10 м, перемежаются широкими плесами и заводями, где легко потерять ориентацию. На участке от Тойды до Чиглы довольно много открытых мест, но и здесь окрестные пейзажи живописны; мест для стоянок достаточно. Ниже Чиглы к левому берегу подходит знаменитый Хреновской сосновый бор; в районе Шишовки сосново-дубовые леса захватывают и правый берег. Здесь наиболее красивые и удобные для отдыха места на реке. У Коршева Битюг снова подходит к высокому правому, более населенному склону долины; все чаще встречаются спокойные длинные плесы.
Наконец, показывается железнодорожный мост; здесь в левобережной заводи можно закончить путешествие (от берега до платформы Дугинка, где останавливаются пригородные поезда на Лиски, менее 1 км).
Продолжая путь, путешественники проплывут мимо г. Боброва, уютно расположившегося на высоком правобережном склоне речной долины. Далее вновь начинается участок, где твердь берегов заменяет тростник, а заводи, протоки и старицы образуют водный лабиринт. Удобные для стоянки места с лиственным лесом на правом берегу появляются лишь в районе с. Мечетки. На высоком, лесистом правом берегу Битюга после моста шоссе Воронеж - Ростов-на-Дону также можно найти удобные места для стоянок; левый берег луговой, села располагаются на некотором удалении от реки, а за ними - опушка сопровождающего реку вплоть до Дона соснового леса. Приближаясь к Дону, река оставляет сложенный здесь известняками правый склон долины и, набирая скорость, петляет в пойменных лугах. Донское правобережье в этом районе носит название Белоогорья. Ширина Дона здесь 80-100 м; сложенный известняками высокий правый берег окаймлен у воды узкой полосой пойменного леса; пологий левый берег более лесист. По необходимости путешествие продолжается до автодорожного моста, откуда легко уехать на железную дорогу Ростов - Воронеж - Москва (ст. Подгорное или Россошь, 30 и 47 км соответственно).


Ворона (278 км).

Кирсанов - Рамза (45 км) - Инжавино (42 км) -Уварова (70 км) - Мучкап (35 км) - Алабухи (50 км) - Борисоглебск (36 км). Май - август, 7,5 балла.


Светлоструйная, живописная Ворона привлекает внимание многих любителей активного отдыха на воде. Протекая в небогатом лесами черноземном Подстепье, она, тем не менее, практически на всем протяжении от Кирсанова до впадения в Хопер у Борисоглебска одета широколиственными (а местами и сосновыми) пойменными лесами. Ворона радует разнообразием характера течения и пейзажей, обещает удачливую рыбалку, а ниже Инжа-зина на ней много пляжей.
Плавание по Вороне начинается от железнодорожного моста у ст. Тонов-ка дороги Тамбов - Саратов (2 км от воды) или от автодорожного моста через реку (6 км по асфальту от Кирсанова). Спокойные плесы шириной в несколько десятков метров здесь перемежаются извилистыми быстрыми протоками, где ширина Вороны не превышает 10 м. Русло реки песчаное, берега невысокие, обычно лесистые (дуб, вяз, липа, в низких местах -ольха, ива; местами к реке подходит сосняк). На участке между Вяжлей и Караем река проходит через цепь озер и разливов. Здесь лесистая пойма широка и местами заболочена; иногда могут возникнуть трудности с выбором направления дальнейшего движения, а в быстрых протоках путь могут преградить упавшие деревья и коряги. .
Перед Инжавино (станция в 3 км от воды на правом берегу, местные поезда до Тамбова) воды Вороны собираются в одно русло. Ширина реки здесь 15-20 м, русло песчаное, течение ровное, много удобных мест для стоянок.
У пос. Уварове на левом берегу - последний на Вороне сосновый бор. Здесь же, у моста, можно закончить путешествие и местным автобусом уехать на станцию (Обловка, линия Мичуринск - Камышин).
Ниже железнодорожного моста места более открытые. После быстрого участка у Мучкапа Ворона поворачивает на юг и снова входит в пойменные, преимущественно дубовые леса. За с. Алабухи весь возвышенный правый склон долины реки покрывается широколиственными лесами - это знаменитые Теллермановские дубравы, протянувшиеся на многие десятки километров, вплоть до Новохоперска. Путешествие следует закончить у железнодорожного моста на левом берегу реки; здесь до ст. Борисоглебск дороги Волгоград - Москва около 1,5 км. За мостом Ворона впадает в Хопер, несколькими километрами ниже начинается Хоперский заповедник (бобер, выхухоль), плавание по которому регулируется.
Борисоглебск в прошлом - крупный купеческий город; его следует посмотреть перед отъездом.


Хопер (750 км).

Беково ~ Вертуновская (22 км) - Потьма (28 км) -Перевесинка (40 км) - Турки (35 км) - Аркадак (20 км) - Пады (40км) - Балашов (35 км) ~ Бол. Карай (47 км) - Поворино (90 км) - Борисоглебск (33 км); Новохоперск - Урюпинск (65 км) - Усть-Бузулукская (115 км) - Слащевская (75 км) - Дон (65 км) - Усть-Медведицкая (40 км). Май, август - середина сентября, 8,0 баллов.


Хопер - одна из рек юго-востока России, наиболее привлекательных для байдарочных путешествий и отдыха на воде.
Почти на всем своем протяжении (979 км) Хопер течет в песчаном русле и сохраняет свои достоинства байдарочной реки, ширина Хопра в среднем течении (между устьями Сердобы и Вороны) 25-35 м, после впадения Вороны 40-60 м. Долина Хопра одета, как правило, богатыми широколиственными лесами (дуб, липа, вяз, у воды чаще всего ветла, осокорь); в среднем течении нередки и сосновые рощи. Особенно богаты и обширны пойменные леса Хопра в пределах Саратовской области. В пойме много озер и стариц, в лесах есть дикие вишни, яблони, груши.
До Б. Карая и ниже Борисоглебска местность, по которой течет Хопер, холмиста и живописна. Правый берег обычно высокий, изрезанный оврагами, левый - низменный; на излучинах реки - пляжи, в русле много коряг и упавших подмытых деревьев. Препятствий, кроме нескольких разрушенных плотин (Беково, Зубрилово, Турки), на реке нет. В нижнем течении правобережный увал сложен известняками и мелом.
Особенно хорош Хопер в соловьиную пору мая и в конце лета, когда исчезают комары и спадает жара. Но и в разгар лета, если оно на большей части европейской территории страны выдалось дождливым, на Хопре обычно достаточно солнца и тепла.
Обычно путешествия по Хопру начинают от ст. Вертуновская дороги Москва - Тамбов - Саратов, где до воды около 24 км. Можно воспользоваться пригородным поездом, который перевезет вас на другую сторону Хопра (остановка в 400 м от воды) или доставит на ст. Беково в 22 км выше по течению (до берега реки 1,5 км).
В среднем течении до Губарей селений на берегах Хопра немного (во время весеннего половодья река широко разливается). В районе шоссе Воронеж - Саратов берега заселены плотнее, а лесов меньше, долина реки пологая вплоть до слияния Хопра с Вороной. Путешествие по среднему течению Хопра заканчивается в Борисоглебске, для чего нужно подняться по Вороне до железнодорожного моста (1,5 км), откуда до вокзала вдоль , насыпи около 1,5 км. Ниже Борисоглебска вплоть до Новохоперска на реке заповедник.
Прервать или начать путешествие можно и в других местах, где железная или шоссейная дорога подходит в реке: это район Аркадака (платформа пригородных электропоездов на правом берегу у воды), Балашов (2 км до вокзала городским автобусом) ; Б. Карай (автобус до ст. Романовка, 18 км, в мае можно подняться до Романовки по притоку Хопра р. Карай, 25 км); Поворино (4 км до вокзала, у берега есть платформа пригородных поездов).
Путешествие по нижнему течению Хопра можно начать в Новохоперске (автобусом от станции в город, от остановки автобуса до воды около 1 км) или в Урюгашске (до воды 2,5 км). Крупные станицы на нижнем Хопре связаны автобусным сообщением с железной дорогой Москва - Волгоград. Плавание лучше всего закончить в Усть-Медведицкой на Дону (автостанция на правом берегу Дона в 1 км от воды). В низовьях Хопра лесов меньше и они почти сплошь дубовые; на высоком правом берегу выходы мела.
При освоении черноземов Юго-Востока во времена Екатерины II в долине верхнего и среднего течения Хопра обзавелись именьями видные екатерининские вельможи (Куракино, Долгорукове, Мещерское; Зубрилово и Летяжевка - поместья кн. Голицыных; Пады - усадьба гр. Нарышкиных). Здесь сохранились некоторые достопримечательности тех времен.


Медведица Донская (510 км) .

Аткарск - Лысые Горы (70 км) - Жир-новск (122 км) - Красный Яр (44 км) - Даниловка (82 км) - Михайлов-ка (97 км) - Усть-Медведицкая (95 км). Май , вторая половина августа -сентябрь, 7,5 балла.


О Медведице и ее долине можно сказать почти то же, что и о Хопре. Протекая в более засушливой зоне с более обширными выходами подстилающих пород, Медведица несколько уступает Хопру в лесном богатстве поймы, полноводности и обилии пляжей. Солнца здесь еще больше, чем на Хопре. На Медведице три плотины ГЭС - у Лысых Гор, Красного Яра и Михай-ловки, где байдарку придется обнести. На участке от верховий до Лысых Гор и у Жирновска есть каменистые перекаты, которые, возможно, потребуют проводки.
Путеществие начинается от ст. Аткарск дороги Москва - Саратов, где до реки около 3 км (на противоположном берегу Медведицы, в 0,5 км от воды - ст. Красавка, до которой можно подъехать пригородным поездом). Начать сплав выше, от Петровска, можно только в половодье, однако и в этом случае практически вплоть до Аткарска придется преодолевать завалы.
Ширина реки (в межень) у Аткарска 15-20 м, вблизи устья 25-40 м. На реке много лесистых, незаселенных участков и высоких, красивых яров. Достаточно много пляжей и удобных мест для стоянки. Около Жирновска населенность берегов увеличивается; невдалеке от берега видны качалки для добычи нефти. Дальше, вплоть до устья, большинство сел и станиц к реке не выходит. В нижнем течении реку от засушливых степей защищают лишь узкие, прерывистые полосы пойменного лиственного леса.
Путешествие заканчивается в Усть-Медведицкой, стоящей на высоком правом берегу Дона в 10 км ниже впадения Медведицы, откуда ходят автобусы в г. Михаиловку (ст. Себряково, ~ 60 км). Михаиловка, мимо которой протекает Медведица ( в 2 км от станции железной дороги Волгоград - Москва) также может служить в качестве конечного или начального (по нижней Медведице) пункта путешествия. Лысые Горы связаны автобусным и железнодорожным сообщением с Саратовом (автостанция вблизи берега, железнодорожная станция несколько дальше). В пределах 2-3 км от берега реки находятся ст. Рудня (у Терсы, притока Медведицы), Медведицкая и Красный Яр (железная дорога Москва - Тамбов - Ка-- мышин). У Даниловки реку пересекает шоссе Михайловка - Котово - Камышин.
Важным байдарочным достоинством Медведицы является то, что она на всем протяжении до устья в межень недоступна для моторных лодок.


Северский Донец (535 км).

Змиев - Балаклея (80 км) -Левковка (45 км) - Изюм (85 км) - Славяногорск (42 км) - Райгородок (43 км) -Лисичанск (102 км) - Веселая Гора (ПО км) - Кондрашевская (28 км). Май , середина августа - сентябрь, 8,0 баллов.


Северский Донец - пожалуй, наиболее живописная река юга Восточно-Европейской равнины; единственным ее существенным недостатком является близость многолюдных городских и промышленных агломераций, однако в рекомендуемое для путешествий время отдыхающих на Донце мало.
После Змиева (железная дорога Харьков - Красный Лиман), где удобно начать плавание, Северский Донец подходит к Донецкому кряжу и, повернув вдоль него на юго-восток, омывает его северные и северо-восточные склоны вплоть до слияния с Доном. Правый берег Донца гористый, на боль-шом протяжении одет широколиственными, преимущественно дубовыми лесами. Левый берег, за небольшим исключением (начало Изюмской луки), пологий, занят лугами, старицами и пойменным лесом (осокорь, вяз, дуб, ольха); поодаль, вплоть до Красного Лимана, протянулись сосновые леса. Ширина реки от 30-35 м в начале маршрута увеличивается до 60-80 м в конце, русло преимущественно песчаное, довольно много пляжей. Серьезных препятствий на реке нет, за исключением остатков нескольких старых мельничных запруд и двух требующих обноса современных плотин (за Рай-городком, где начинается канал Северский Донец - Донбасс, и у пос. Счастье, где расположена крупная тепловая электростанция). На некоторых участках, где Донец дробится на рукава и подмывает берега, в русле встречаются коряги.
На первой половине маршрута с каждым новым десятком километров река становится живописнее (исключение составляет небольшой участок ниже Изюма), достигая апогея в районе Святогорья, где высокий правый берег с выходами гранита и величественными соснами напоминает пейзажи южного берега Крыма, а луговое раздолье левого берега с привольно стоящими дубами-великанами вызывает ассоциации со "Словом о полку Игореве". Дополняет великолепный пейзаж ансамбль Святогорского монастыря, чего нельзя сказать о стоящей рядом гигантской скульптуре большевика Ф.А. Артема.
Закончить плавание по верхней половине маршрута лучше именно здесь, у автодорожного моста, откуда местным автобусом можно уехать на близлежащую ст. Святогорская дороги Харьков - Ростов-на-Дону.
Дальше населенность берегов реки увеличивается. Особенно велика она в районе Северодонецк - Лисичанск и на последних десятках километров. Несмотря на значительную заселенность долины реки, вода в Донце вплоть до Лисичанска чистая.
Плавание заканчивается у железнодорожного моста линии Кондрашевская - Луганск, где на правом берегу недалеко от воды есть остановка пригородных поездов. Прервать (или начать) путешествие можно и выше, где железная дорога подходит к реке - у Балаклеи, Изюма, Райгородка, Ямпо-ля, Лисичанска и Веселой Горы. Лучшее время для путешествий по Северско-му Донцу - соловьиная пора.вверх

Волжско-Окское междуречье и бассейн верхней Оки.
Бассейн Волги: Волгуша, Нерль Волжская, Которосль.
Клязьма и ее притоки: Клязьма, Воря, Нерль Клязьминская, Киржач, Поля, Теза, Лух.
Бассейн верхней Оки: Зуша, Упа, Жиздра, Рессета, Серена, Угра, Протва, Москва, Истра, Пра.


Лесное заволжье и Север.
Лесное заволжье:
Сить, Ухра, Нея, Мера, Межа, Кержец, Ветлуга, Уста, Пижма, Кокшага, Илеть, Вала.
Север:
Ваймуга, Волошка, Кубена.


Северо-Запад.
Бассейн верхней Волги:
Волга, Селижановка, Тверца, Тьма, Медведица Волжская, Волчина, Молога, Кобожа, Песь, Чагода, Ножема, Суда.
Ильмень-Ладожский бассейн:
Либья, Шлина, Цна Валдайская, Пчевжа, Полометь, Пола, Мста, Березайка, Валдайка, Шегринка, Мда, Холова, Шелонь, Ловать, Еменка, Кунья, Шокша, Капша, Паша.
Карелия: Карельский перешеек, Энгоозеро-Воньга, Кереть-Кузема, Охта.

Запад.
Бассейн Западной Двины:
Западная Двина, Велеса, Торопа, Жижица, Эсса, Ула, Лепельские озера-Туровлянка, Упда, Дрисса, Свольна.
Другие реки Балтийского склона:
Оредеж, Луга, Плюсса, Великая, Синяя, Исса, Гауя, Абава, Вента, Вилия, Мяркис, Шальчя, Ула, Щара, Неман.

Юго-Запад.
Бассейн Десны и Березины:
Десна, Снопоть, Болва, Нерусса, Свала, Сейм, Бобр, Березина.
Левобережные притоки Днепра:
Удай, Сула, Псел, Ворскла, Самара.
Правоборежная Украина: Случь, Тетерев, Ингулец, южный Буг, Днестр, Збруч, Серет.

Юго-Восток.
Волжское правобережье:
Сура, Барыш, Терешка, Сызранка, Пьяна, Теша, Сережа, Цна Тамбовская.
Бассейн Дона:
Воргол, Быстрая Сосна-Дон, Усмань-Воронеж, Битюг, Ворона, Хопер, Медведица Донская, Северский Донец.
Нижняя Волга и степное Заволжье:
Б.Черемшан, Б.Кинель, Самара, Дема, Урал, Волго-Ахтубинская пойма, дельта Волги.

Урал.
Западный склон:
Белая, Сим, Уфа, Ай, Юрюзань, Чусовая, Койва, Усьва, Сылва
Восточный склон:
Исеть, Пышма, Реж, Ница, Собь, Обь.

Кавказ.
Северный Кавказ:
Терек, Кубань, Лаба.
Закавказье:
Кодори, Кура.

    
Яндекс цитирования
  Rambler's Top100  www.guestbook.ru - лучший сервер гостевых книг

 

Hosted by uCoz