Бассейн Дона
Воргол - Сосна (39 км).
Казаки - Сосна (28 км) - Елец (11 км).
Половодье, 7,5 балла.
В пределах центрального района страны трудно
найти байдарочную реку, которую можно было бы сравнить с Ворголом.
Протекая по крутому восточ-ному склону Среднерусской возвышенности,
Воргол на значительном участке образует глубокую (60-80 м)
каньонообразную долину, склоны которой местами поросли лиственным
лесом, а иногда обрываются к воде живописными известняковыми
и доломитовыми утесами. Дно реки каменистое, местами илистое,
много перекатов, есть несколько разрушенных плотин. К сожалению,
река проходима на байдарке лишь в течение примерно двух недель
половодья. Маршрут по Ворголу и Быстрой Сосне до Ельца короток
и по вешней воде может быть пройден за один день.
Плавание начинается в нескольких сотнях метров от ст. Казаки,
куда можно доехать местным поездом от Ельца (если утренним
поездом, то на вокзале в Ельце нужно быть не позже 7 ч утра).
Ширина реки в начале маршрута 10-12м, течение быстрое, высокие
берега покрыты лиственным лесом. Наиболее живописные места
начинаются через 5-7 км после железнодорожного моста и тянутся
10-12 км. Здесь путешественники увидят овеянные легендами
скалы "Звонари", "Ворон", "Копченые
камни".
Перед с. Нижн. Воргол каньонообразный участок долины кончается,
и река приближается к Быстрой Сосне, петляя в невысоких луговых
берегах.
Ниже впадения Воргола в высокую воду Быстрая Сосна имеет ширину
70-80 м, берега довольно высокие, но безлесные (пожалуй, на
всем участке до Ельца единственное удобное для стоянки место
находится напротив устья Воргола). Кроме того, перед городом
придется обнести плотину. Можно плыть и дальше по Быстрой
Сосне и Дону, но лучше сделать это в ' конце лета, а весенний
сплав завершить в Ельце. От железнодорожного моста до вокзала,
расположенного на правом берегу, ~0,5 км.
Быстрая Сосна - Дон (250 км)
.
Елец -Дон (42 км) - Задонск (48 км) -
устье Репьевки (40 км) - Хлевное (35 км) - Турбазы (30 км)
- мост у Новоживотинного (30 км) - Семилуки (25 км). Август
- середина сентября, 6,5 балла.
Дон - река не очень подходящая для байдарочных путешествий:
в верхнем течении выше впадения Красивой Мечи он маловоден,
почти белесей и изобилует искусственными (плотины, мосты)
и естесственными (перекаты, шиверы) препятствиями. Затем,
приняв одну за другой почти равные ему по полноводное™ Красивую
Мечу и Быструю Сосну, он, наоборот, становится доступен для
моторных судов и, соответственно, великоват для байдарки.
Тем не менее живописная, холмистая долина, исторические и
природные достопримечательности, а также богатые яблоневые
сады этих мест позволяют рекомендовать маршрут по Быстрой
Сосне и Дону в конце достаточно сухого лета, когда уровень
воды в реках-минимален.
Плавание начинается в старинном Ельце, живописно расположившемся
на высоких известняковых берегах Быстрой Сосны. Ширина реки
в межень 40-50 м, берега и после Ельца высокие, но открытые.
До Дона придется преодолеть две полуразрушенные плотины.
Дон, как и Быстрая Сосна, течет в высоких берегах и питается
в значительной мере родниковыми водами., После слияния с Сосной
ширина Дона увеличивается до 60-80 м, течение довольно быстрое.
Глубокая, расчлененная оврагами и лощинами долина, травянистые
берега с ивовыми рощицами и зарослями дикого огурца образуют
типичный донской пейзаж.
За железнодорожным мостом линии Елец - Липецк правый берег
поднимается над водой на несколько десятков метров живописными
утесами, заросшими кустарником - это заповедная Галичья гора.
От Задонска, старого купеческого и религиозного центра, лесов.на
берегах реки становится больше. Здесь Дон делает несколько
крупных излучин. Сосновые леса левобережья тянутся вниз по
течению от Задонска практически до Воронежа (правда, почти
нигде не подходя к воде). В пределах Липецкой области пляжей
на Дону практически нет, нередки каменистые перекаты. После
Отскочного, где Дон уходит в Воронежскую область, - одно из
наиболее живописных мест на среднем Дону: при правом повороте
реки лесистый левый берег поднимается обрывом высотой 60-70
м на протяжении около 2 км; напротив него песчаные пляжи.
Здесь зона турбаз воронежских предприятий.
Далее левый берег понижается; на нем оборудован щебеночный
карьер, от которого вниз по реке обозначен фарватер и имеется
грузовое судоходство. На этом участке реки довольно много
песчаных пляжей. От Вырубова становится заметным приближение
большого города: прибрежные села вытесняются дачными поселками.
,
Плавание заканчивается у моста в Семилуках, где окраина Воронежа
почти подошла к Дону; отсюда легко уехать в центр города и
на вокзал.
Воронеж - Усмань (185 км).
Липецк - Лады (46 км) - Вербипово (32
км) - устье Излегощи (42 км) - устье Усмани (30 км) - ж.д.
мост (35 км). Июнь - август, 7,0 баллов.
Впечатляющее путешествие можно совершить по реке Воронеж -
левому притоку Дона. Почти полное отсутствие препятствий,
устойчивое теплое лето в этих краях, достопримечательности
старых городов, возможность (для многих) запастись обратными
билетами из г. Воронежа позволяют рекомендовать эту реку для
семейного отдыха.
Плавание начинается у моста через Воронеж в центре Липецка,
куда от вокзала можно доехать городским транспортом. Перед
плаванием следует осмотреть архитектурные памятники старого
центра этого бурно выросшего за последнее время города.
В пределах городской черты Липецка Воронеж представляет собой
во-дохранилище.образуемое плотиной на южной окраине города;
здесь необходим короткий обнос (по правому берегу). Далее
река имеет ширину 25-30м и медленно течет в луговых берегах;
правый склон долины высокий, густо населенный, левый - пологий,
нередко заболоченный, лес вдали от берега
и лишь изредка подходит к воде. В районе сел Троицкое и Малинино
течение почти незаметное, заводи и старицы затрудняют ориентировку.
Лес к воде подходит у с. Пады и в районе с. Карамышево; особенно
удобен для стоянки второй участок, где крупный массив соснового
леса подходит к песчаному речному обрыву. Ниже по течению,
напротив устья Излегощи, еще одно удобное для стоянки место.
Около старинного поселка Рамонь, спускающегося к реке по высокому
правобережному склону, Воронеж одет широколиственными и сосновыми
лесами и особенно привлекателен, однако на реке уже много
отдыхающих - сказывается близость областного центра с почти
миллионным населением. Ниже Рамони начинает ощущаться подпор
плотины в г. Воронеж, река расширяется и превращается в водохранилище,
протянувшееся почти на 40 км. Этого довольно скучного участка
пути можно избежать, если вскоре после Рамони свернуть в левый
приток Воронежа Усмань и подняться по этой небольшой речке
против течения до железнодорожного моста. Ширина У смани 8-10
м, течение умеренное, берега живописные (здесь речка проходит
по Ус-манскому бору), русло песчаное. Однако на ней нередки
пионерские лагеря и базы отдыха. Плавание заканчивается перед
железнодорожным мостом, откуда 1 км до платформы пригородных
электропоездов (на левом берегу). Г. Воронеж - культурный
и промышленный центр Черноземья, богатый достопримечательностями
и красивый город.
Битюг (200 км).
Анна - Стар. Чигла (42 км) - Бобров (48
км) -Шестаково (46 км) - Дон (34 км) - автодорожный мост у
Белогорья (30 км). Май - середина сентября, 8,0 баллов.
Битюг - одна из наиболее привлекательных рек Подстепья средней
полосы России. Дубовые леса, тростниковые заросли, редкие
на этой широте сосновые боры, песчаные пляжи, широкие плесы
и заводи, быстрые, узкие протоки - все это увидят путешественники
при плавании по Битюгу.
Сплав начинается от моста шоссе Воронеж - Саратов (остановка
- с. Бродовое), в 4 км от ст. Анна, куда можно приехать пригородным
поездом из Воронежа. Начинать плавание выше по течению нецелесообразно,
поскольку верховья реки, вплоть до Щучьего, маловодны и почти
безлесны.
Вскоре после начала плавания река входит в дубовый лес, сильно
петляя около высокого правого склона долины. Быстрые участки,
где ширина Битюга не превышает 8-10 м, перемежаются широкими
плесами и заводями, где легко потерять ориентацию. На участке
от Тойды до Чиглы довольно много открытых мест, но и здесь
окрестные пейзажи живописны; мест для стоянок достаточно.
Ниже Чиглы к левому берегу подходит знаменитый Хреновской
сосновый бор; в районе Шишовки сосново-дубовые леса захватывают
и правый берег. Здесь наиболее красивые и удобные для отдыха
места на реке. У Коршева Битюг снова подходит к высокому правому,
более населенному склону долины; все чаще встречаются спокойные
длинные плесы.
Наконец, показывается железнодорожный мост; здесь в левобережной
заводи можно закончить путешествие (от берега до платформы
Дугинка, где останавливаются пригородные поезда на Лиски,
менее 1 км).
Продолжая путь, путешественники проплывут мимо г. Боброва,
уютно расположившегося на высоком правобережном склоне речной
долины. Далее вновь начинается участок, где твердь берегов
заменяет тростник, а заводи, протоки и старицы образуют водный
лабиринт. Удобные для стоянки места с лиственным лесом на
правом берегу появляются лишь в районе с. Мечетки. На высоком,
лесистом правом берегу Битюга после моста шоссе Воронеж -
Ростов-на-Дону также можно найти удобные места для стоянок;
левый берег луговой, села располагаются на некотором удалении
от реки, а за ними - опушка сопровождающего реку вплоть до
Дона соснового леса. Приближаясь к Дону, река оставляет сложенный
здесь известняками правый склон долины и, набирая скорость,
петляет в пойменных лугах. Донское правобережье в этом районе
носит название Белоогорья. Ширина Дона здесь 80-100 м; сложенный
известняками высокий правый берег окаймлен у воды узкой полосой
пойменного леса; пологий левый берег более лесист. По необходимости
путешествие продолжается до автодорожного моста, откуда легко
уехать на железную дорогу Ростов - Воронеж - Москва (ст. Подгорное
или Россошь, 30 и 47 км соответственно).
Ворона (278 км).
Кирсанов - Рамза (45 км) - Инжавино (42
км) -Уварова (70 км) - Мучкап (35 км) - Алабухи (50 км) -
Борисоглебск (36 км). Май - август, 7,5 балла.
Светлоструйная, живописная Ворона привлекает внимание многих
любителей активного отдыха на воде. Протекая в небогатом лесами
черноземном Подстепье, она, тем не менее, практически на всем
протяжении от Кирсанова до впадения в Хопер у Борисоглебска
одета широколиственными (а местами и сосновыми) пойменными
лесами. Ворона радует разнообразием характера течения и пейзажей,
обещает удачливую рыбалку, а ниже Инжа-зина на ней много пляжей.
Плавание по Вороне начинается от железнодорожного моста у
ст. Тонов-ка дороги Тамбов - Саратов (2 км от воды) или от
автодорожного моста через реку (6 км по асфальту от Кирсанова).
Спокойные плесы шириной в несколько десятков метров здесь
перемежаются извилистыми быстрыми протоками, где ширина Вороны
не превышает 10 м. Русло реки песчаное, берега невысокие,
обычно лесистые (дуб, вяз, липа, в низких местах -ольха, ива;
местами к реке подходит сосняк). На участке между Вяжлей и
Караем река проходит через цепь озер и разливов. Здесь лесистая
пойма широка и местами заболочена; иногда могут возникнуть
трудности с выбором направления дальнейшего движения, а в
быстрых протоках путь могут преградить упавшие деревья и коряги.
.
Перед Инжавино (станция в 3 км от воды на правом берегу, местные
поезда до Тамбова) воды Вороны собираются в одно русло. Ширина
реки здесь 15-20 м, русло песчаное, течение ровное, много
удобных мест для стоянок.
У пос. Уварове на левом берегу - последний на Вороне сосновый
бор. Здесь же, у моста, можно закончить путешествие и местным
автобусом уехать на станцию (Обловка, линия Мичуринск - Камышин).
Ниже железнодорожного моста места более открытые. После быстрого
участка у Мучкапа Ворона поворачивает на юг и снова входит
в пойменные, преимущественно дубовые леса. За с. Алабухи весь
возвышенный правый склон долины реки покрывается широколиственными
лесами - это знаменитые Теллермановские дубравы, протянувшиеся
на многие десятки километров, вплоть до Новохоперска. Путешествие
следует закончить у железнодорожного моста на левом берегу
реки; здесь до ст. Борисоглебск дороги Волгоград - Москва
около 1,5 км. За мостом Ворона впадает в Хопер, несколькими
километрами ниже начинается Хоперский заповедник (бобер, выхухоль),
плавание по которому регулируется.
Борисоглебск в прошлом - крупный купеческий город; его следует
посмотреть перед отъездом.
Хопер (750 км).
Беково ~ Вертуновская (22 км) - Потьма
(28 км) -Перевесинка (40 км) - Турки (35 км) - Аркадак (20
км) - Пады (40км) - Балашов (35 км) ~ Бол. Карай (47 км) -
Поворино (90 км) - Борисоглебск (33 км); Новохоперск - Урюпинск
(65 км) - Усть-Бузулукская (115 км) - Слащевская (75 км) -
Дон (65 км) - Усть-Медведицкая (40 км). Май, август - середина
сентября, 8,0 баллов.
Хопер - одна из рек юго-востока России, наиболее привлекательных
для байдарочных путешествий и отдыха на воде.
Почти на всем своем протяжении (979 км) Хопер течет в песчаном
русле и сохраняет свои достоинства байдарочной реки, ширина
Хопра в среднем течении (между устьями Сердобы и Вороны) 25-35
м, после впадения Вороны 40-60 м. Долина Хопра одета, как
правило, богатыми широколиственными лесами (дуб, липа, вяз,
у воды чаще всего ветла, осокорь); в среднем течении нередки
и сосновые рощи. Особенно богаты и обширны пойменные леса
Хопра в пределах Саратовской области. В пойме много озер и
стариц, в лесах есть дикие вишни, яблони, груши.
До Б. Карая и ниже Борисоглебска местность, по которой течет
Хопер, холмиста и живописна. Правый берег обычно высокий,
изрезанный оврагами, левый - низменный; на излучинах реки
- пляжи, в русле много коряг и упавших подмытых деревьев.
Препятствий, кроме нескольких разрушенных плотин (Беково,
Зубрилово, Турки), на реке нет. В нижнем течении правобережный
увал сложен известняками и мелом.
Особенно хорош Хопер в соловьиную пору мая и в конце лета,
когда исчезают комары и спадает жара. Но и в разгар лета,
если оно на большей части европейской территории страны выдалось
дождливым, на Хопре обычно достаточно солнца и тепла.
Обычно путешествия по Хопру начинают от ст. Вертуновская дороги
Москва - Тамбов - Саратов, где до воды около 24 км. Можно
воспользоваться пригородным поездом, который перевезет вас
на другую сторону Хопра (остановка в 400 м от воды) или доставит
на ст. Беково в 22 км выше по течению (до берега реки 1,5
км).
В среднем течении до Губарей селений на берегах Хопра немного
(во время весеннего половодья река широко разливается). В
районе шоссе Воронеж - Саратов берега заселены плотнее, а
лесов меньше, долина реки пологая вплоть до слияния Хопра
с Вороной. Путешествие по среднему течению Хопра заканчивается
в Борисоглебске, для чего нужно подняться по Вороне до железнодорожного
моста (1,5 км), откуда до вокзала вдоль , насыпи около 1,5
км. Ниже Борисоглебска вплоть до Новохоперска на реке заповедник.
Прервать или начать путешествие можно и в других местах, где
железная или шоссейная дорога подходит в реке: это район Аркадака
(платформа пригородных электропоездов на правом берегу у воды),
Балашов (2 км до вокзала городским автобусом) ; Б. Карай (автобус
до ст. Романовка, 18 км, в мае можно подняться до Романовки
по притоку Хопра р. Карай, 25 км); Поворино (4 км до вокзала,
у берега есть платформа пригородных поездов).
Путешествие по нижнему течению Хопра можно начать в Новохоперске
(автобусом от станции в город, от остановки автобуса до воды
около 1 км) или в Урюгашске (до воды 2,5 км). Крупные станицы
на нижнем Хопре связаны автобусным сообщением с железной дорогой
Москва - Волгоград. Плавание лучше всего закончить в Усть-Медведицкой
на Дону (автостанция на правом берегу Дона в 1 км от воды).
В низовьях Хопра лесов меньше и они почти сплошь дубовые;
на высоком правом берегу выходы мела.
При освоении черноземов Юго-Востока во времена Екатерины II
в долине верхнего и среднего течения Хопра обзавелись именьями
видные екатерининские вельможи (Куракино, Долгорукове, Мещерское;
Зубрилово и Летяжевка - поместья кн. Голицыных; Пады - усадьба
гр. Нарышкиных). Здесь сохранились некоторые достопримечательности
тех времен.
Медведица Донская (510 км)
.
Аткарск - Лысые Горы (70 км) - Жир-новск
(122 км) - Красный Яр (44 км) - Даниловка (82 км) - Михайлов-ка
(97 км) - Усть-Медведицкая (95 км). Май , вторая половина
августа -сентябрь, 7,5 балла.
О Медведице и ее долине можно сказать почти то же, что и о
Хопре. Протекая в более засушливой зоне с более обширными
выходами подстилающих пород, Медведица несколько уступает
Хопру в лесном богатстве поймы, полноводности и обилии пляжей.
Солнца здесь еще больше, чем на Хопре. На Медведице три плотины
ГЭС - у Лысых Гор, Красного Яра и Михай-ловки, где байдарку
придется обнести. На участке от верховий до Лысых Гор и у
Жирновска есть каменистые перекаты, которые, возможно, потребуют
проводки.
Путеществие начинается от ст. Аткарск дороги Москва - Саратов,
где до реки около 3 км (на противоположном берегу Медведицы,
в 0,5 км от воды - ст. Красавка, до которой можно подъехать
пригородным поездом). Начать сплав выше, от Петровска, можно
только в половодье, однако и в этом случае практически вплоть
до Аткарска придется преодолевать завалы.
Ширина реки (в межень) у Аткарска 15-20 м, вблизи устья 25-40
м. На реке много лесистых, незаселенных участков и высоких,
красивых яров. Достаточно много пляжей и удобных мест для
стоянки. Около Жирновска населенность берегов увеличивается;
невдалеке от берега видны качалки для добычи нефти. Дальше,
вплоть до устья, большинство сел и станиц к реке не выходит.
В нижнем течении реку от засушливых степей защищают лишь узкие,
прерывистые полосы пойменного лиственного леса.
Путешествие заканчивается в Усть-Медведицкой, стоящей на высоком
правом берегу Дона в 10 км ниже впадения Медведицы, откуда
ходят автобусы в г. Михаиловку (ст. Себряково, ~ 60 км). Михаиловка,
мимо которой протекает Медведица ( в 2 км от станции железной
дороги Волгоград - Москва) также может служить в качестве
конечного или начального (по нижней Медведице) пункта путешествия.
Лысые Горы связаны автобусным и железнодорожным сообщением
с Саратовом (автостанция вблизи берега, железнодорожная станция
несколько дальше). В пределах 2-3 км от берега реки находятся
ст. Рудня (у Терсы, притока Медведицы), Медведицкая и Красный
Яр (железная дорога Москва - Тамбов - Ка-- мышин). У Даниловки
реку пересекает шоссе Михайловка - Котово - Камышин.
Важным байдарочным достоинством Медведицы является то, что
она на всем протяжении до устья в межень недоступна для моторных
лодок.
Северский Донец (535 км).
Змиев - Балаклея (80 км) -Левковка (45
км) - Изюм (85 км) - Славяногорск (42 км) - Райгородок (43
км) -Лисичанск (102 км) - Веселая Гора (ПО км) - Кондрашевская
(28 км). Май , середина августа - сентябрь, 8,0 баллов.
Северский Донец - пожалуй, наиболее живописная река юга Восточно-Европейской
равнины; единственным ее существенным недостатком является
близость многолюдных городских и промышленных агломераций,
однако в рекомендуемое для путешествий время отдыхающих на
Донце мало.
После Змиева (железная дорога Харьков - Красный Лиман), где
удобно начать плавание, Северский Донец подходит к Донецкому
кряжу и, повернув вдоль него на юго-восток, омывает его северные
и северо-восточные склоны вплоть до слияния с Доном. Правый
берег Донца гористый, на боль-шом протяжении одет широколиственными,
преимущественно дубовыми лесами. Левый берег, за небольшим
исключением (начало Изюмской луки), пологий, занят лугами,
старицами и пойменным лесом (осокорь, вяз, дуб, ольха); поодаль,
вплоть до Красного Лимана, протянулись сосновые леса. Ширина
реки от 30-35 м в начале маршрута увеличивается до 60-80 м
в конце, русло преимущественно песчаное, довольно много пляжей.
Серьезных препятствий на реке нет, за исключением остатков
нескольких старых мельничных запруд и двух требующих обноса
современных плотин (за Рай-городком, где начинается канал
Северский Донец - Донбасс, и у пос. Счастье, где расположена
крупная тепловая электростанция). На некоторых участках, где
Донец дробится на рукава и подмывает берега, в русле встречаются
коряги.
На первой половине маршрута с каждым новым десятком километров
река становится живописнее (исключение составляет небольшой
участок ниже Изюма), достигая апогея в районе Святогорья,
где высокий правый берег с выходами гранита и величественными
соснами напоминает пейзажи южного берега Крыма, а луговое
раздолье левого берега с привольно стоящими дубами-великанами
вызывает ассоциации со "Словом о полку Игореве".
Дополняет великолепный пейзаж ансамбль Святогорского монастыря,
чего нельзя сказать о стоящей рядом гигантской скульптуре
большевика Ф.А. Артема.
Закончить плавание по верхней половине маршрута лучше именно
здесь, у автодорожного моста, откуда местным автобусом можно
уехать на близлежащую ст. Святогорская дороги Харьков - Ростов-на-Дону.
Дальше населенность берегов реки увеличивается. Особенно велика
она в районе Северодонецк - Лисичанск и на последних десятках
километров. Несмотря на значительную заселенность долины реки,
вода в Донце вплоть до Лисичанска чистая.
Плавание заканчивается у железнодорожного моста линии Кондрашевская
- Луганск, где на правом берегу недалеко от воды есть остановка
пригородных поездов. Прервать (или начать) путешествие можно
и выше, где железная дорога подходит к реке - у Балаклеи,
Изюма, Райгородка, Ямпо-ля, Лисичанска и Веселой Горы. Лучшее
время для путешествий по Северско-му Донцу - соловьиная пора.
|
Волжско-Окское междуречье
и бассейн верхней Оки.
Бассейн Волги: Волгуша,
Нерль Волжская,
Которосль.
Клязьма и ее притоки: Клязьма,
Воря, Нерль
Клязьминская, Киржач,
Поля, Теза,
Лух.
Бассейн верхней Оки: Зуша,
Упа, Жиздра,
Рессета, Серена,
Угра,
Протва, Москва,
Истра, Пра.
Лесное заволжье и Север.
Лесное заволжье:
Сить,
Ухра, Нея,
Мера,
Межа, Кержец,
Ветлуга,
Уста, Пижма,
Кокшага,
Илеть, Вала.
Север:
Ваймуга,
Волошка, Кубена.
Северо-Запад.
Бассейн верхней Волги:
Волга,
Селижановка,
Тверца,
Тьма, Медведица
Волжская, Волчина,
Молога,
Кобожа,
Песь, Чагода,
Ножема,
Суда.
Ильмень-Ладожский бассейн:
Либья,
Шлина, Цна
Валдайская, Пчевжа,
Полометь, Пола,
Мста, Березайка,
Валдайка, Шегринка,
Мда, Холова,
Шелонь, Ловать,
Еменка, Кунья,
Шокша, Капша, Паша.
Карелия:
Карельский
перешеек, Энгоозеро-Воньга,
Кереть-Кузема,
Охта.
Запад.
Бассейн Западной Двины:
Западная
Двина, Велеса,
Торопа, Жижица,
Эсса, Ула,
Лепельские озера-Туровлянка,
Упда, Дрисса,
Свольна.
Другие реки Балтийского склона:
Оредеж,
Луга, Плюсса,
Великая,
Синяя, Исса, Гауя,
Абава, Вента,
Вилия, Мяркис,
Шальчя, Ула, Щара,
Неман.
Юго-Запад.
Бассейн Десны и Березины:
Десна,
Снопоть, Болва,
Нерусса, Свала,
Сейм, Бобр,
Березина.
Левобережные притоки Днепра:
Удай,
Сула, Псел,
Ворскла,
Самара.
Правоборежная Украина: Случь,
Тетерев,
Ингулец,
южный Буг, Днестр,
Збруч, Серет.
Юго-Восток.
Волжское правобережье:
Сура,
Барыш, Терешка,
Сызранка, Пьяна,
Теша, Сережа,
Цна Тамбовская.
Бассейн Дона:
Воргол,
Быстрая Сосна-Дон,
Усмань-Воронеж,
Битюг,
Ворона, Хопер, Медведица
Донская, Северский Донец.
Нижняя Волга и степное Заволжье:
Б.Черемшан,
Б.Кинель, Самара,
Дема, Урал,
Волго-Ахтубинская
пойма, дельта
Волги.
Урал.
Западный склон:
Белая,
Сим, Уфа,
Ай, Юрюзань,
Чусовая, Койва,
Усьва, Сылва
Восточный склон:
Исеть,
Пышма,
Реж, Ница,
Собь, Обь.
Кавказ.
Северный Кавказ:
Терек,
Кубань, Лаба.
Закавказье:
Кодори,
Кура.
|